Защита        10 марта 2020        20         0

Защита потерпевшего и защита свидетелей в уголовном процессе

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Правовой основой защиты свидетелей (потерпевшего) в уголовном судопроизводстве являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ч. 3 ст. 11, п. 21 ч. 2 ст. 42, п. 7 ст.4 ст. 56) (далее – УПК РФ), а также Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон о защите свидетелей).

Указанные нормативные акты устанавливают систему мер государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, определяют основания и порядок их применения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» обратил внимание нижестоящих судов, что право о применении мер безопасности им должно быть своевременно разъяснено должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство. Такое ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу.

Согласно ст. 11 УПК РФ и ч. 1 ст. 16 Закона о защите основаниями для применения мер безопасности по отношению к потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с содействием уголовному судопроизводству.

Защита потерпевшего и защита свидетелей в уголовном процессе

Необходимо иметь в виду, что основанием для осуществления защиты свидетелей и защиты потерпевшего являются не предположения указанных лиц о грозящей им опасности, а ставшие известными органам, принимающим решение о применении вышеперечисленных мер безопасности, сведения о реальных угрозах защищаемым лицам в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Кроме того, указанные меры безопасности осуществляются в основном только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

  • личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • переселение на другое место жительства;
  • замена документов;
  • изменение внешности;
  • изменение места работы (службы) или учебы;
  • временное помещение в безопасное место;
  • перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания).

Кроме того, защита свидетелей и защита потерпевшего предполагает обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные УПК РФ.

  1. В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля их представителей или близких родственников, родственников и других близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица не приводить данные об их личности. В этом случае следователь (с согласия руководителя следственного органа) должен вынести постановление, в котором изложить причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указать псевдоним участника следственного действия и привести образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий (ч. 9 ст. 166 УПК РФ)
  2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля либо иных участников уголовного судопроизводства, их родственников и близких лиц контроль и запись их телефонных и иных переговоров допускается по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения (ч. 2 ст.186 УПК РФ).
  3. В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого или обвиняемого, данное следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст.193). Правда, закон ничего не говорит о том, где должен при этом находиться защитник подозреваемого (обвиняемого) — там, где находится его подзащитный, или в помещении, где находится следователь и опознающее лицо. Это вопрос имеет существенное значение в плане разрешения противоречий между правом подозреваемого (обвиняемого) на защиту и правом опознающего на обеспечение его безопасности. С одной стороны, защитник указанных лиц с целью пресечения возможного нарушения требований, предъявляемых к проведению данного следственного действия, должен находиться там, где находятся следователь и опознающий. С другой стороны, в этом случае имеет место риск раскрытия сведений об опознающем лице перед защитником.
  4. Защита свидетелей предполагает также, что при необходимости обеспечения их безопасности, а также безопасности их родственников и близких лиц, суд проводит их допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных о его личности (ч.5 ст.278 УПК РФ).
  5. В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п.4 ч.1 ст. 241 УПК РФ).
  6. Если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц, по ходатайству Генерального прокурора РФ (его заместителя) уголовное дело по преступлениям, предусмотренным статьями 205,205.1, 205.2, 206, 208,209, 211, 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса РФ по решению Верховного Суда РФ может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (ч.4 ст.35 УПК РФ).
Предлагаем ознакомиться  Защита интеллектуальных прав в судебном порядке

Законом о защите свидетелей защита свидетелей и защита потерпевшего возложена на:

  1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты: (суд или судья, начальник следственного органа, следователь с согласия руководителя следственного органа, начальник органа дознания, в производстве которого находится заявление или сообщение о преступлении или уголовное дело.
  2. Органы, осуществляющие меры безопасности:
  • органы внутренних дел органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению;
  • командование соответствующих воинских частей и вышестоящее командование в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих;
  • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания;
  • служба судебных приставов во время судебных заседаний;
  • иные государственные органы, на которые может быть возложено осуществление отдельных мер безопасности.

Защита потерпевшего и защита свидетелей возможна на основании письменного заявления названных лиц либо с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих.

Указанные органы обязаны проверить заявление (сообщение) потерпевшего, свидетелей или иных участников уголовного судопроизводства, обратившихся к ним с просьбой об их защите, в течение трех суток (немедленно в случаях, не терпящих отлагательства) и принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении.

О принятом решении выносится мотивированное постановление или определение (далее – постановление). Данное постановление в день его вынесения направляется в орган, которому поручается осуществить меры безопасности, для исполнения. Копия постановления направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление.

С целью его исполнения орган, осуществляющий защиту свидетелей или защиту потерпевшего, избирает необходимые меры безопасности и определяет способы их применения.

Защита потерпевшего и защита свидетелей в уголовном процессе

В случае необходимости с защищаемым лицом заключается договор (в письменной форме) об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Об избранных мерах безопасности (их изменении, дополнении) и результатах применения указанных мер орган, осуществляющий защиту свидетелей или потерпевшего, информирует лиц, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы жизни, здоровью или имуществу защищаемого лица, ходатайствует об отмене мер безопасности.

При рассмотрении судом вопроса об отмене или о дальнейшем применении мер безопасности в отношении потерпевшего либо его родственников и близких лиц суд должен выяснять мнение потерпевшего (его законного представителя или представителя), с учетом которого принять мотивированное решение. Одновременно с постановлением приговора, суду надлежит выносить постановление об отмене мер безопасности в отношении указанных лиц либо о дальнейшем применении таких мер (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве»).

На постановление о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть подана жалоба в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Такая жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов с момента ее подачи.

Предлагаем ознакомиться  Новый порядок вывоза мусора из частного сектора

Вместе с тем, как полагают специалисты, механизм обеспечения защиты свидетелей и потерпевших еще далек от совершенства.

В дополнение к данным комментариям предлагаю ознакомиться с одной из интернет-конференций Свердловского областного суда о том, как работает государственная программа защиты свидетелей.

Защита свидетелей. Как работает программа защиты свидетелей

Если вам необходимо задать вопрос юристу и получить бесплатный совет или консультацию, это можно сделать на сайте «Правовед».

Какую юридическую основу имеет под собой защита потерпевшего и свидетеля в ходе уголовного процесса? Напрямую на необходимость защиты указывают отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также Федеральный закон № 119 от 2004 года. Именно в последнем проекте и прописаны все необходимые данные, которые необходимо учитывать суду для защиты отдельных лиц.

Меры безопасности: вторая группа

  • имущество, собственность и жилище находятся под личной охраной;
  • отрегулирована связь оповещения об опасных ситуациях, выданы средства индивидуальной защиты;
  • у охраны есть все необходимые данные о защищаемом лице;
  • обеспечена конфиденциальность определенных сведений.

Защита свидетелей и потерпевших может предполагать и другие, более «радикальные» меры:

  • внесение изменений в документы;
  • переезд на другое место жительства;
  • изменение внешних данных защищаемых;
  • изменение рабочего или учебного процесса и местоположения;
  • изоляция в безопасном месте и некоторые другие методы.

Далее стоит более подробно раскрыть те группы мер, которые может применять судебный орган в соответствии с ФЗ-119 и УПК РФ.

Следователь может установить систему прослушивания телефонных и иных переговоров между защищаемыми и иными лицами. Необходимы бывают подобные меры, как правило, лишь в том случае, когда существует явная угроза вымогательства или насилия в отношении потерпевшего или свидетелей.

Защита свидетелей и потерпевших может также предполагать следующие условия:

  • закрытое судебное заседание;
  • допрос, скрытый от посторонних лиц;
  • передача дела военному суду (с разрешения Генерального прокурора, и то лишь в самых крайних случаях).

Правовая основа защиты

Меры государственной защиты могут быть применены не только в процессе расследования уголовного дела, но и до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления, а также иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Государственной защите также подлежат близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного процесса.

защита потерпевшего

Таким образом, защита свидетелей и потерпевших — это довольно большой и сложный процесс, имеющий под собой значительную правовую базу.

Выше уже было рассказано о порядке работы органов, которые должны предоставлять защиту определенным лицам. Теперь же стоит рассказать о содержании статьи 23 ФЗ №119 от 2004 года. Именно в этой статье повествуется о правах и обязанностях лиц, находящихся под защитой. Вот, что относится к списку прав:

  • знание своих прав;
  • требование личной и имущественной безопасности;
  • требования социальной поддержки (применимо не во всех случаях);
  • требование мер дополнительной безопасности;
  • обжалование решений тех или иных органов в суде;
  • обращение за психологической помощью.

Об обязанностях стоит сказать следующее:

  • безукоризненное выполнение законных требований органов, предоставляющих безопасность;
  • информирование соответствующих органов об угрозе;
  • сохранение полученной тайны;
  • соблюдение требований федеральных законов и прочих нормативных актов.

Таким образом, закон о защите потерпевших и свидетелей регламентирует довольно большое количество обязанностей и прав самих защищаемых.

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Названный выше Федеральный закон регламентирует возложение защиты свидетелей и потерпевших на определенные инстанции. Что это могут быть за органы? Каким образом они принимают решение о таком процессе, как защита потерпевших от преступлений?

Предлагаем ознакомиться  Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться

Закон гласит, что существует ровно две группы органов, которые обязаны заниматься защищаемыми. Первая группа — органы, принимающие соответствующее решение. Сюда можно отнести судью (или сам суд), руководителя следственного отдела, следователей, руководителей органов дознания и некоторых других лиц (или инстанций). Вторая группа — это органы, которые занимаются непосредственным осуществлением мер безопасности. Здесь стоит выделить:

  • органы ФСБ;
  • органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ;
  • воинские части, командование воинских частей;
  • уголовно-исправительную систему;
  • судебных приставов;
  • иные государственные органы.

Таким образом, оформлением и осуществлением защиты занимается довольно большое количество самых различных инстанций.

Каким образом реализуется государственная защита свидетелей и потерпевших? Федеральный закон устанавливает ряд определенных этапов в работе соответствующих органов. Так, первое, что необходимо сделать, это собрать письменные заявления с будущих защищаемых. Естественно, без согласия самих потерпевших и свидетелей начать работу по их защите не выйдет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Далее указанные органы должны проверить поданное им заявление о предоставлении защиты. Дается им на это ровно трое суток. Должны быть качественно рассмотрены причины просьбы. Лишь после этого принимается решение об отказе либо о согласии. И в том, и в другом случае должно быть вынесено мотивированное заявление.

Насколько качественно осуществляется защита потерпевшего и свидетелей в Российской Федерации? Мнения на этот счет различны. Естественно, сами органы хвалят себя. Эксперты же говорят о том, что механизм защиты пока еще далек от совершенства.

Нельзя пропустить содержание четвертой статьи соответствующего Федерального закона. Именно в этой статье говорится об основных принципах, на основе которых и строится защита потерпевшего в уголовном процессе. Выделить здесь можно следующее:

  • государственная защита выстраивается на основе принципов законности; так, для каждого элемента, для каждой процедуры существует отдельная статья или глава в законах;
  • обязательным является принцип уважения свобод и прав любого гражданина РФ;
  • устанавливается принцип взаимной ответственности органов;
  • защита прав потерпевших не может осуществляться без прокурорского надзора и специального контроля;
  • применение методов безопасности никоим образом не должно мешать трудовым, жилищным, пенсионным или иным другим правам лиц, находящимся под защитой.

Это все принципы, которые прописывает соответствующий Федеральный закон.

Ответственность

Глава 5 рассматриваемого Федерального закона регламентирует основные элементы ответственности, которые могут наступить за нарушение действий государственной защиты. При этом ответственность возлагается как на должностное лицо, так и на самого защищаемого.

Статья 25 ФЗ устанавливает, что то или иное должностное лицо, виновное в некачественном осуществлении государственной защиты, несет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Статья 26 устанавливает основные меры ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице. При этом государственная защита потерпевших предполагает наложение ответственности и на само защищаемое лицо.

Таким образом, защита потерпевшего по уголовному делу — это довольно серьезный и сложный процесс.

Материальное и финансовое обеспечение защиты

Защита потерпевшего в уголовном процессе не может осуществляться без соответствующего финансового, технического или материального обеспечения. Статья 28 рассматриваемого Федерального закона указывает на то, что покупка всего необходимого оборудования осуществляется за счет государственных средств. При этом контролировать закупку всех технических средств обязана сама система органов безопасности.

защита потерпевших от преступленийhttps://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Самое важное, что здесь стоит отметить, — это невозможность возложения расходов на защищаемое лицо. Такая система, как защита потерпевших от преступлений, предполагает закупку всего необходимого оборудования только за счет государственного бюджета. Именно поэтому любые финансовые просьбы или требования со стороны органов защиты будут считаться незаконными.

Adblock detector