Защита        21 марта 2020        22         0

Виды прав на земли лесного фонда

Право собственности в российском законодательстве

Право собственности – наиболее полное вещное право на лесные участки вместе с растущими на данных участках лесами. Право собственности рассматривается в объективном и субъективном понимании.

Определение 1

В субъективном понимании право собственности определяется как закрепленная за собственником законно обеспеченная возможность владения, пользования, распоряжения принадлежащим ему имуществом по личному усмотрению и в собственном интересе посредством совершения по отношению к этому имуществу любых действий, не нарушающих закон и иные правовые акты и не нарушающие права и охраняемые законодательством интересы остальных лиц, а также возможность устранения вмешательства всех 3-х лиц в его хозяйственное господство.

Согласно действующему Лесному Кодексу Российской Федерации право собственности на леса напрямую не закреплено в законодательной системе. В ней право собственности на леса закреплено через определение собственности на земельные участки, где растут леса.

Определение 3

Лес – это сложная вещь, которая включает несколько частей: земельный участок, лесную растительность и другие части.

Леса находятся на территории земель лесного фонда и землях других категорий (часть 1 статьи 6 Лесного Кодекса России). Лесные участки, входящие в составе земель лесного фонда, являются федеральной собственностью (часть 1 статьи 8 Лесного Кодекса России). Многие леса произрастают на землях лесного фонда, потому являются федеральной собственностью.

В Лесном Кодексе России в 2006-м г. обозначена собственность на леса субъектов России в качестве разновидности госсобственности. Субъекты России называются участниками лесных отношений согласно статье 4 Лесного Кодекса России.

Пример 1

Собственность субъектов РФ на леса, к примеру, напрямую закрепляется частью 1 статьи 82 Лесного Кодекса России, которая называет полномочия органов госвласти субъектов России – владение, пользование и распоряжение лесными участками, которые находятся в собственности субъектов России.

Собственность субъектов России на земельные участки закреплена статьей 18 Земельного Кодекса России. Собственностью субъектов России являются земельные участки, признанные таковыми федеральным законодательством, право собственности субъектов России на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные субъектами России по основаниям из гражданского законодательства.

Предлагаем ознакомиться  Земельные участки многодетным семьям в Москве

Конституция России раскрывает содержание права собственности на землю и остальные природные ресурсы. Согласно статье 36 Конституции России собственникам разрешено свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и прочими природными ресурсами, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам иных лиц.

Общий термин права собственности вне зависимости от объекта права собственности сформулирован в статье 209 Гражданского Кодекса России, которое полностью согласовано с указанной нормой Конституции России. Право собственности выражается в правомочиях владения, пользования и распоряжения.

Замечание 2

Согласно гражданскому законодательству собственник имеет право по личному усмотрению совершать по отношению к принадлежащему ему имуществу любые действия, которые не противоречат законодательству и другим правовым актам и не нарушают прав и охраняемых законом интересов остальных лиц, включая право на отчуждение своего имущества в собственность другим лицам, право передачи им имущества, оставаясь при этом собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, право передачи имущества в залог, и обременять его иными методами, распоряжаться им любым образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского Кодекса России).

Лесное законодательство не раскрывает содержания указанных правомочий, но в цивилистической науке ученые почти единодушно видят решение этого вопроса.

Определение 4

Правомочие владения представляет собой основанную на законе (либо юридически обеспеченную) возможность иметь у себя имущество, содержать в собственном хозяйстве (считать на балансе и т.д.).

Лесное законодательство определяет специфические черты, содержание права федеральной собственности на леса, растущие на землях лесного фонда, и особенности механизма осуществления правомочий собственника на данный природный ресурс. Нормы о праве собственности, взятые из гражданского законодательства, конкретизируются в лесном законодательстве.

Данное обстоятельство обуславливается содержанием пункта 3 статьи 129 Гражданского Кодекса России, в соответствии с которым земля и прочие природные ресурсы отчуждаются или переходят от одного лица к иному в том размере, в каком их оборот допускается законодательством о земле и остальных природных ресурсах.

Предлагаем ознакомиться  Как оформить участок в собственность под домом в 2020 году
Вывод 1

Итак, гражданское законодательство устанавливает приоритет природоресурсного законодательства. Помимо этого, в соответствии с частью 3 статьи 209 Гражданского Кодекса России правомочия владения, пользования и распоряжения землей и остальными природными ресурсами реализуется собственником в том объеме, в каком их оборот допускается законодательством в случае, если это не вредит окружающей среде и не идет наперекор правам и законным интересам других лиц. Данная норма устанавливает предел реализации права собственности.

С первого взгляда, Россия обладает теми же правомочиями, что и частные земельные собственники, то есть в содержание права федеральной собственности на леса входят те же самые права владения, пользования и распоряжения. Но право госсобственности на леса имеет свою специфику. В связи с чем профессор О. И.

Крассов сделал следующее заключение: согласно правовой конструкции субъекта права публичной собственности, при которой право собственности реализуется органами госвласти или органами местного управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, устанавливающими статус данных органов, нет оснований для признания за данными субъектами 2-х правомочий: владения и пользования.

Виды прав на земли лесного фонда

Профессором О. И. Крассовым проанализировано содержание правомочий собственника касательно содержания права публичной (государственной) собственности на землю, в том числе растущие на ней леса. Согласно действующему законодательству единственные правовые формы владения землей – это учет участков земли, отражение соответствующей информации в документации государственного земельного кадастра и гос.

Определение 7

Под правом пользования участком земли подразумевается его непосредственная эксплуатация и извлечение доходов.

Однако субъект права публичной собственности никогда самостоятельно не использует земельный участок. Правомочия владения и пользования земельным участком всегда осуществляется субъектом права на земельный участок, происходящего от права собственности на него (постоянного, то есть бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения), однако не субъектом права госсобственности.

Поскольку субъект права госсобственности не наделен правами владения и пользования земельными участками, то к нему не применяется комплекс прав и обязанностей, предусматриваемых статьей 40 Земельного Кодекса России касаемо прав собственников земельных участков на их использование и статьей 42 касаемо обязанности собственников участков земли и лиц, которые не являются собственниками участков земли, по использованию этих земельных участков.

Предлагаем ознакомиться  Семья и дети: все от записи к врачу до семейного отдыха в Москве || Мос ру многодетные семьи

Это можно объяснить тем, что целый комплекс прав и обязанностей собственников земельных участков связан исключительно с правомочиями владения и пользования земельным участком, которыми наделяются физ. и юр. лица, реально использующие в своих целях земельные участки. Не применяются к субъектам права публичной собственности на землю также требования статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации касаемо охраны земель.

Эта точка зрения обоснуется также и потому, что при описании права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, с точки зрения цивилистической «триады», не имеют реального содержания. В Лесном Кодексе Российской Федерации не предусматривается то, что государство (в отличие от субъектов) реализует правомочия владения, пользования, распоряжения лесами.

Замечание 3

Отметим, что применение традиционной «триады» правомочий собственника затруднительно при раскрытии сущности права федеральной собственности также и потому, что согласно действующему Лесному Кодексу России главные полномочия государства в сфере лесных отношений передаются субъектам России, которые они и реализуют.

У права собственности на леса есть также и такая особенность – неразрывная связь с природными объектами (земельные участки, объекты животного мира), что выражает интересы российского народа.

Вывод 2

Проанализировав законодательство, с уверенностью можно сделать вывод, что Россия реально не исполняет право собственности, а правами в сфере лесных отношений обладают органы госвласти субъектов России.

Муниципальная собственность на леса

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.

У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды;

проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Замечание 1

Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).

В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.

В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.

Adblock detector