Договор        19 февраля 2020        14         0

Реестр участников общества образец

Кто, что и как должен фиксировать?

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – ФЗ об ООО) организация ведет список своих участников с указанием сведений о каждом из них, размере его доли в уставном капитале общества и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих обществу, датах их перехода к обществу или приобретения обществом. Таким образом, при составлении списка нетрудно определиться с его содержанием, то есть прежде всего в нем следует указать сведения:

  • об участнике (Ф.И.О. / наименование юрлица, адрес места жительства / местонахождения, паспортные данные / регистрационные данные и др.);
  • о размере долей участников (в процентном отношении) с указанием, оплачена ли доля;
  • о размере долей, принадлежащих обществу, с указанием даты их перехода / приобретения обществом.

Тем не менее в данный список могут быть внесены и дополнительные сведения на усмотрение руководства организации, например, информация:

  • о номинальной стоимости каждой доли;
  • об обременении долей, если таковые имеются, и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Сведения об участниках и размерах принадлежащих им долей вносятся в список на основании той информации, которую участники сами предоставили обществу в соответствии с п. 3 ст. 31.1 ФЗ об ООО, например, путем заполнения специального листа или анкеты. Утвержденной формы документа, который участник должен предоставить в таком случае обществу, так же как и формы самого списка участников, не существует. В этой связи общество может самостоятельно разработать и утвердить формы таких документов (см. Пример 1).

Обязанность по ведению списка участников законом возложена на единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.). Но обычно считают, что «не генеральское это занятие», потому делегируют данную обязанность специалисту службы ДОУ или юристу (см. пункт 4 приказа из Примера 1).

Пример 1

Приказ об утверждении форм анкеты участника общества и списка участников

С какой даты следует вести список участников?

Разъяснения дал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 30.03.2010 № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со ссылкой на пункт 1 статьи 31.1 ФЗ об ООО в редакции Закона № 312-ФЗ:

  • ООО обязано обеспечивать ведение и хранение списка участников с момента своей государственной регистрации;
  • но ООО, созданные до 01.07.2009, обязаны вести список участников только с этой даты. Поэтому после 01.07.2009 такие общества начинают ведение данного списка с внесения в него всех необходимых сведений по состоянию на эту дату. Внесения в такой список сведений об изменениях состава участников общества и размеров их долей, имевших место с даты государственной регистрации общества до 01.07.2009, не требуется.
Предлагаем ознакомиться  Справка с места работы от ИП - образец заполнения (2020)

В статье мы показываем вам примеры оформления документов в ситуации, когда организация была зарегистрирована 10.01.2014 и на тот момент у нее было несколько учредителей, но позже (25.02.2014) их состав частично поменялся, после чего список участников ООО был составлен повторно (именно такой документ показан в Примере 3).

Если список отсутствует

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Часть 2 статьи 13.25 «Нарушение требований законодательства о хранении документов»

Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 500 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

Как оформить список?

Давайте посмотрим, какую обязанность законодатель возлагает на единоличный исполнительный орган (см. дословную цитату п. 2 ст. 31.1 ФЗ об ООО).

Пункт 2 статьи 31.1 «Ведение списка участников общества» Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013) «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, если иной орган не предусмотрен уставом общества, обеспечивает соответствие сведений об участниках общества и о принадлежащих им долях или частях долей в уставном капитале общества, о долях или частях долей, принадлежащих обществу, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале общества, о которых стало известно обществу.

В большинстве случаев именно руководитель подписывает список участников, таким образом подтверждая соответствие указанной в списке информации сведениям в ЕГРЮЛ и иным сделкам с долями.

Хотя руководитель обычно не самостоятельно занимается вопросами оформления списка, а делегирует данную обязанность юристу или делопроизводителю, являющемуся исполнителем по данному вопросу. Как правило, список ведется таким специалистом в электронном виде. А в случае необходимости (после первичного оформления и потом после внесения каждого изменения) список распечатывается и заверяется подписью руководителя и печатью общества.

Предлагаем ознакомиться  Срок обжалования решения арбитражного суда по банкротству

В Примере 3 мы показываем образец оформления списка участников ООО. Если он довольно объемный, то при необходимости предоставления информации третьим лицам можно изготовить выписку из него (см. Пример 4 – выписка отличается от оригинала списка тем, что в ее таблице мы привели данные только по одному участнику ООО, а также оформлением реквизитов, которые выделены оранжевой заливкой).

Пример 2

Заверительная надпись на копии одностраничного документа

Пример 3

Список участников ООО

Пример 4

Выписка из списка участников ООО

Если список (или его копия, или выписка из него) насчитывает более одной страницы, то его (ее) нужно прошить надлежащим образом и на обороте документа в месте сшива наклеить небольшой листок бумаги с надписью: «Прошито и пронумеровано __ листов». Далее проставить дату заверения сшива, а также подпись руководителя и печать организации так, чтобы они частично заходили на приклеенный листок, а частично были на последнем листе прошитого документа (см. Пример 5).

Заверительную надпись ниже подписи рационально оформлять на одностраничной выписке (как показано в Примере 4 – выделено оранжевой заливкой под номером 1) или на одностраничной копии (как показано в Примере 2). Если же копия получилась многостраничной (с выпиской это реже случается), то можно не заставлять руководителя расписываться дважды (при заверении копии на лицевой стороне и потом сшива на обороте), а включить весь необходимый текст в наклеиваемый на сшив листок, который руководитель подтвердит один раз своей подписью (см. Пример 6).

Пример 5

Заверение сшива многостраничного документа

Пример 6

Заверительная надпись на копии сшива многостраничного документа

Как регламентировать?

Пример 7

Положение о ведении списка участников

О назначении списка

Одновременно с возложением обязанности вести список участников общества в законе была упразднена обязанность указания в уставе общества сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника. Надо сказать, данное новшество заметно облегчило жизнь ООО, поскольку теперь каждый раз при смене участников не придется вносить соответствующие изменения в устав.

Этим как раз и объясняется необходимость ведения списка в целях упорядочения информации о каждом участнике общества и размере принадлежащей ему доли в уставном капитале. Данный список, по сути, является своего рода внутренним документом общества, который предоставляется участникам или иным лицам по соответствующим запросам.

Для сравнения: в акционерных обществах, например, имеется реестр акционеров, порядок ведения и хранения которого устанавливается законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Однако есть принципиальные различия между списком участников ООО и реестром акционеров АО.

Таблица

Предлагаем ознакомиться  Образец требования кредитора при банкротстве

Различия у ООО и АО в отношении списка их владельцев

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 ФЗ об ООО каждый участник общества обязан своевременно информировать ООО об изменении сведений о своем имени / наименовании, месте жительства / месте нахождения, а также сведений о принадлежащих ему долях в уставном капитале ООО. В случае непредставления участником ООО информации об изменении сведений о себе ООО не несет ответственность за причиненные в связи с этим убытки. Обратите также внимание на раздел 4 Положения из Примера 7 – он коррелирует с нормами Закона об ООО.

Что касается формы уведомления, то законом она не предусмотрена, а указано лишь, что участник должен вновь предоставить лицу, уполномоченному на ведение списка, полностью заполненную анкету участника. Вместе с тем в случае изменения имени (полного наименования) участник также должен предъявить подлинник или предоставить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт такого изменения.

Сколько хранить список?

В Законе об ООО лишь указано, что общество обязано хранить его с момента государственной регистрации без конкретизации порядка и срока хранения.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558)

Таким образом, хранить список участников ООО нужно постоянно:

  • в виде электронного документа в информационной системе организации;
  • в бумажном виде – подписанный руководителем и заверенный печатью документ (после каждого изменения нужно распечатывать и оформлять новый вариант списка по всем правилам) в специальном шкафу вместе с учредительными и регистрационными документами организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В любом случае главное, чтобы была обеспечена его доступность участникам общества, поскольку согласно п. 1 ст. 8 ФЗ об ООО они имеют право получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке. Предполагается, что список участников относится в данном случае к «иной документации».

на

Электронная подписка за 8400 руб.Печатная версия за YYY руб.

Adblock detector