Защита        23 марта 2020        19         0

Обеспечение исполнения контракта

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других — только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации . По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Допустим, заказчик объявляет запрос котировок с ценой, не превышающей 500 000 рублей. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 96 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе не устанавливать требование к обеспечению исполнения контракта. Но…, например, закупка не состоялась по причине признания только одной заявки соответствующей установленным требованиям.

Тогда заказчик заключает договор с единственным участником запроса котировок по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Выше уже отмечалось, что при заключении контракта заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта. Соответственно, заказчику придется при заключении контракта установить требование к обеспечению исполнения контракта, что, действительно, может стать «сюрпризом» для единственного участника запроса котировок.

Аналогичная ситуация может сложится и при проведении запроса предложений по п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ

Заказчику можно посоветовать при проведении закупок путем запроса котировок и запроса предложений, все-таки воспользоваться своим правом и установить требование к обеспечению исполнения контракта. Никто не может заранее знать, чем закончится запрос котировок, не сложится ли ситуация закупки у единственного участника процедуры.

Поставщику, в свою очередь, Закон 44-ФЗ позволяет предоставить обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Ключевое условие здесь: «взамен ранее предоставленного обеспечения».

Обеспечение исполнения контракта

Пример

При заключении контракта победитель процедуры внес обеспечение исполнения контракта в денежной форме в размере 2 млн. рублей. Исполнив обязательства по поставке товара, скажем, на 25%, поставщик вправе поставить вопрос об уменьшении обеспечения в рассматриваемом примере на 500 000 рублей. Однако, поскольку в целях уменьшения обеспечения исполнения контракта, необходимо предоставить обеспечение «взамен» ранее предоставленного, заказчик не может просто «списать» 500 000 рублей.

Поставщик обязан предоставить новое обеспечение равное 1,5 млн. рублей и тогда заказчик вернет внесенные ранее 2 млн. рублей. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта, то есть сначала поставщик мог внести обеспечение в денежной форме, а уменьшенное обеспечение уже в форме банковской гарантии.

В заключении отметим, что условия обеспечения исполнения контракта должны быть определены в извещении и документации о закупке, в заключаемом контракте. Следует помнить положения ч. 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ о заключении контракта на ранее объявленных заказчиком условиях. Кроме того, срок возврата денежного обеспечения контракта является его существенным условием и подлежит обязательному согласованию сторонами.

Изменили правила обеспечения госконтракта для закупок среди СМП и СОНКО

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения придется считать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не начальной (максимальной) цены (НМЦК).

Обеспечить придется в размере, который не меньше авансирования.

Обеспечение исполнения контракта

Поставщик в таких закупках не будет обеспечивать контракт, если отправит госзаказчику сведения из реестра контрактов. Нужно подтвердить, что на протяжении 3 лет до подачи заявки победитель выполнил 3 контракта без неустоек.

Суммарно размер этих договоров не должен быть меньше НМЦК.

С 01.07.2019 в контракте появится обязанность поставщика предоставить заново обеспечение госконтракта, если у банка-гаранта отозвали лицензию на проведение банковских операций.

Новую гарантию нужно предоставить в течение 1 месяца от даты, когда заказчик надлежащим образом уведомил о возникшей ситуации.

Если поставщик просрочит это обязательство, то каждый день ему будут начислять пени. Правила начисления пени такие же, как и в общем случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по договору (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Обеспечение исполнения контракта

В процессе исполнения госконтракта размер ОИК можно уменьшить, если:

  • предоставляется новая гарантия взамен банковской, полученной в банке, потерявшим лицензию на осуществление банковских операций;
  • изменяется способ обеспечения исполнения контракта;
  • в госконтракте предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Как обеспечивать контракт в уменьшенном размере прописали в новых ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 закона о контрактной системе.

Предлагаем ознакомиться  Кредит в Росбанке для ИП и ООО: условия, документы и ставки

По ч. 7.2 ст. 96 44-ФЗ, обеспечение исполнения госконтракта уменьшится после отправления заказчиком сведений о выполнении контракта (в частности, отдельного этапа) и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр госконтрактов. Уменьшать будут пропорционально стоимости исполненных обязательств, которые приняты и оплачены госзаказчиком.

Если поставщик обеспечивал обязательства банковской гарантии, то требование заказчика уплатить деньги по такой гарантии не может быть больше размера, рассчитанного по сведениям об исполнении контракта из реестра.

Если поставщик обеспечил деньгами, то он вправе заявить о желании вернуть их в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанного по сведениям о его исполнении.

В ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ установили ограничения на уменьшение размера ОИК:

  • поставщик должен исполнять госконтракт без неоплаченных неустоек;
  • аванс, который предусмотрен госконтрактом, должен быть «отработан», т. е. ТРУ приняты заказчиком в объеме не меньше выплаченного аванса.

Уменьшить ОИК нельзя будет и в случаях, которые определит Правительство для обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Пока проекта такого Постановления на официальном сайте проектов нормативных актов нет.

Обеспечение исполнения контракта

С июля 2019 года заказчики начнут требовать обеспечить гарантийные обязательства. Это правило будет действовать, если госконтрактом предусмотрены гарантийные обязательства и заказчик требует обеспечить основные обязательства.

Обеспечить гарантию можно будет как банковской гарантией, так и деньгами. Выбрать способ разрешили поставщику. Он может поменять способ или предоставить другую банковскую гарантию вместо первоначальной.

Размер такого обеспечения составит не больше 10 процентов от НМЦК.

Для срок действия банковской гарантии установили, что он должен превышать период гарантийных обязательств не меньше чем на месяц.

Как обеспечивать гарантийные обязательства, должно быть прописано в госконтракте. Эти же сведения рекомендуем прописать и в других закупочных документах. Если заказчик требует обеспечить гарантийные обязательства, то документы о приемке поставленных ТРУ будут подписываться только после предоставления поставщиком такого обеспечения.

Определили правила для обеспечения гарантийных обязательств

По общему правилу, этот срок — не больше 30 дней от даты выполнения условий договора.

Для закупок с преимуществами СМП и СОНКО такой срок не превышает 15 дней с даты исполнения госконтракта.

Обеспечение исполненя контракта

Эти сроки будут применять и в случаях, когда договор обеспечивается в уменьшенном размере по ч. 7, 7.1 и 7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Участники закупки решат, на какой срок предоставлять гарантию. Этот период должен превышать срок исполнения обязанностей не меньшем чем на месяц.

Когда подрядчик получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придется договариваться с банком, чтобы продлить или получить новую гарантию.

Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

Среди них:

  1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства
    либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
  2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
  4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) — применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
  5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

Предлагаем ознакомиться  Исполнение решения суда, порядок и сроки исполнения

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011.
    • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  3. Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  4. Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  5. Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.

Когда обеспечение не предусмотрено, но поставщику придется его заплатить

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

  • закупки у естественных монополий (п.1),
  • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
  • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
  • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
  • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
  • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
  • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
  • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
  • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
  • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
  • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
  • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
  • направление работника в служебную командировку (п.26)
  • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
  • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
  • аренда помещений на территории других государств (п.32),
  • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
  • закупки для органов внешней разведки (п.40),
  • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
  • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
  • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
  • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
  • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
  • и другие.
Предлагаем ознакомиться  Новый порядок вывоза мусора из частного сектора

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Обеспечение исполнения контракта

Пример

Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

Текущее Постановление от 11 марта 2016 № 182 действует до 1 января 2017 года (ч.2 ст.3 390-ФЗ). Оно почти полностью повторяет Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 199: из списка исключили торги, участниками которых являются только СМП (субъекты малого предпринимательства) и по ним предусмотрен аванс.

То есть в 2016 году для тендеров с участием только СМП или СОНО, где установлен аванс, обеспечение контракта обязательно; если аванс по таким контрактам не предусмотрен, заказчик имеет право не устанавливать требования об обеспечении контракта.

Государственные и муниципальные казенные учреждения

В п.3 ч.8 статьи 96 44-ФЗ прописано положение, в силу которого бюджетное учреждение освобождается от обеспечения контракта в случае заключения контракта, предметом которого является банковская гарантия.

Если участник закупки – казенное учреждение, обеспечение по контракту для него не требуется. И поэтому требования в контракте об обеспечении такие учреждения могут игнорировать в силу п.1 ч.8 статьи 96 44-ФЗ.

Для конкурсов и аукционов по 44-ФЗ требование устанавливается обязательно. Договор заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения. Для остальных закупок требование устанавливается на усмотрение заказчика.

Сумма обеспечения составляет от 5% до 30% начальной стоимости контракта. При этом действует ряд условий:

  • Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если аванс предусмотрен контрактом).
  • Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
  • Если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, то к участнику закупки, с которым заключается контракт, применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от заявленной заказчиком в договоре.

Способ обеспечения исполнения контракта участник закупки может определить самостоятельно. Существует два вида обеспечения:

  • «живыми деньгами» на счет госзаказчика. Эти деньги остаются заблокированными до момента выполнения контракта. Это не очень удобно, поскольку при заключении контракта на длительный срок или на большую сумму приходится выводить из оборота и «замораживать» значительную часть средств;
  • банковская гарантия. Ответственность по долгам заемщика при невыполнении обязательств несет гарант — банк, который выдал гарантию.

Победитель закупки, которые не предоставил обеспечение, считается уклонившимся от заключения контракта: теряет обеспечение заявки и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков на два года.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Обеспечение исполнения контракта устанавливается в соответствии со ст. 96 Закона 44-ФЗ. Если начальная максимальная цена контракта не превышает 50 млн. рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению исполнения контракта в диапазоне от 5 до 30% НМЦК. Если же НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик устанавливает требование к обеспечению в диапазоне от 10 до 30%, но не менее размера аванса. Если размер аванса превышает 30% НМЦК, обеспечение устанавливается не менее размера аванса.

Исполнение контракта может обеспечиваться:

  • предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона 44-ФЗ,
  • внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Подробнее про банковскую гарантию читайте в статье «Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить».

Заказчик обязан установить требование к обеспечению исполнения контракта в случаях:

  1. Проведения закупки в форме конкурса и аукциона.
  2. Если проводится запрос котировок с НМЦК более 500 тысяч рублей.
  3. При проведении запроса предложений по основаниям п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона 44-ФЗ.
  4. При закупке у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным пп. 3, 12, 16, 18, 19, 24, 25, 35-39, 43, 47-48 (если условиями контракта предусмотрена выплата аванса), 49, 50 Закона 44-ФЗ.

Во всех остальных случаях заказчик утанавливает требование к обеспечению исполнения контракта по своему усмотрению. Казалось бы, это как раз возможность обойтись без обеспечения, однако Закон 44-ФЗ создает ряд интересных ситуаций, которые должны предусматривать и заказчики, и поставщики.

Обязательность обеспечения для других видов контрактов

Согласно п.2 ч.8 статьи 96 44-ФЗ обеспечение не требуется, если предметом контракта является предоставление кредита.

Также Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в части 4 статьи 5 устанавливает необязательность обеспечения исполнения в договорах на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Adblock detector