Кредиты        03 марта 2020        24         0

Организация купила машину бу учет в бухгалтерии

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

  • принадлежит налогоплательщику на праве собственности;
  • используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией с целью извлечения дохода;
  • первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (при вводе в эксплуатацию начиная с 01.01.2016 – 100 000 руб.);
  • срок полезного использования ТС составляет более 12 месяцев.

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Покупка автомобиля

Итак, организация приобрела автомобиль, и первый вопрос, который сразу встает перед бухгалтером: как правильно отразить в учете покупку?

Во-первых, и в бухгалтерском, и в налоговом учете автомобиль признается основным средством, так как срок его полезного использования превышает 12 месяцев. Стоит автомобиль больше 10 000 руб., и используется он, как правило, организацией в целях извлечения дохода, поэтому по нему необходимо начислять амортизацию. Этого требуют правила бухгалтерского (п.п.4, 17 ПБУ 6/01 {amp}lt;1{amp}gt;) и налогового учета (п.1 ст.256 НК РФ).

Во-вторых, согласно п.7 ПБУ 6/01 в бухучете автомобиль показывают по первоначальной стоимости. Она включает в себя все фактические затраты, связанные с покупкой машины. Кроме основной суммы, уплаченной поставщику, в нее могут входить, например, затраты на установку сигнализации, посреднические вознаграждения, информационные и консультационные услуги, проценты по кредиту, регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины.

К сведению: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 организация должна в 5-дневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. Эти расходы также включаются в первоначальную стоимость.

Первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете определяется несколько иначе, а именно: в ней не учитываются проценты по кредитам и суммовые разницы. Их бухгалтер должен отнести к внереализационным расходам.

Возместить из бюджета налог на добавленную стоимость по приобретенному автомобилю организация может после принятия его к учету в качестве основного средства при условии оплаты и наличия счета-фактуры (п.1 ст.172 НК РФ). Документом, подтверждающим факт ввода автомобиля в эксплуатацию, является акт о приеме-передаче основных средств по форме N ОС-1 {amp}lt;2{amp}gt;.

Порядок зачета НДС установлен в НК РФ. В ст.172 НК РФ прописано, что вычеты сумм НДС «производятся в полном объеме после принятия на учет» основных средств. Ничего конкретного о необходимости полной оплаты продавцу не сказано. Поэтому с мнением налоговиков можно поспорить в суде. Примером положительного решения служит Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о расходах по страхованию гражданской ответственности. Хотя они являются обязательными, и застраховать автомобиль владельцы, согласно п.2 ст.4 Закона N 40-ФЗ {amp}lt;4{amp}gt;, должны еще до регистрации машины в ГИБДД, включать их в первоначальную стоимость нецелесообразно.

Ведь в этом случае списывать их в себестоимость придется через амортизацию в течение срока полезного использования автомобиля. Договор же обязательного страхования гражданской ответственности в силу ст.10 Закона N 40-ФЗ заключается на один год. Поскольку нормативные документы (НК РФ, ПБУ 6/01) конкретно не называют расходы по страхованию в числе необходимых для включения в первоначальную стоимость, бухгалтеру выгоднее их отразить в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ {amp}lt;5{amp}gt;) на счете 97.

В налоговом учете расходы по страхованию включаются в состав прочих в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций (п.2 ст.263 НК РФ), и уменьшают налогооблагаемую базу. В этом случае страховой взнос и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет равномерно списан на расходы в течение года.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Пример 1. 18 января 2005 г. ООО «Торгсервис» купило автомобиль «Газель» по цене 177 000 руб., в том числе НДС 18% — 27 000 руб. Был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) сроком на один год — с 18 января 2005 г. по 17 января 2006 г. Стоимость страховки составила 4030 руб.

4030 руб. / 365 дн. х 14 дн. = 154 руб. 58 коп.

         Содержание операции         
 Дебет
Кредит
 Сумма, руб.
Учтена стоимость купленного          
автомобиля (177 000 - 27 000)
  08  
  60  
  150 000   
Учтен НДС                            
  19  
  60  
   27 000   
Выданы деньги сотруднику для         
регистрации в ГИБДД
  71  
  50  
    2 300   
Учтены расходы по регистрации в ГИБДД
  08  
  71  
    2 300   
Учтена стоимость сигнализации        
(10 325 - 1575)
  08  
  60  
    8 750   
Учтен НДС от сигнализации            
  19  
  60  
    1 575   
Учтен автомобиль по первоначальной   
стоимости в составе основных средств
(150 000 2300 8750)
  01  
  08  
  161 050   
Произведена оплата автомобиля и      
сигнализации (177 000 10 325)
  60  
  51  
  187 325   
Предъявлен НДС к зачету из бюджета   
(27 000 1575)
  68  
  19  
   28 575   
Перечислен страховой взнос ОСАГО     
  76  
  51  
    4 030   
Отражены затраты по страхованию в    
составе расходов будущих периодов
  97  
  76  
    4 030   
Списана на расходы часть страхового  
взноса
  20  
  97  
      154,58

Организация купила машину бу учет в бухгалтерии

После регистрации автомобиля в ГИБДД России организация признается плательщиком транспортного налога (ст.358 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по данным технического паспорта и свидетельства о государственной регистрации исходя из мощности двигателя автомобиля.

Транспортный налог является региональным. Поэтому ставки налога, порядок и сроки его уплаты устанавливают сами субъекты РФ (ст.356 НК РФ). При этом НК РФ четко определены такие условия: принятые региональными властями ставки не могут быть более чем в пять раз меньше или больше ставок, установленных ст.

Важно помнить, что в случае утилизации, то есть физической ликвидации автомобиля, начислять налог не нужно (Письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6-21/44@ «О транспортном налоге»). В качестве основания для принятия такого решения от организации, оказывающей подобные услуги, необходимо получить документы, подтверждающие дату и сам факт утилизации.

К сведению: после окончания налогового периода организация должна в срок, установленный законом субъекта РФ, представить в налоговый орган по месту нахождения автомобиля декларацию по транспортному налогу, утвержденную Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724. Заметим, что согласно разъяснениям Минфина России, данным в Письме от 27.01.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)?

Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС.

Предлагаем ознакомиться  Ргс медицина входит в группу

Текущие расходы по содержанию автомобиля

В соответствии с п.7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» {amp}lt;7{amp}gt; затраты по содержанию и эксплуатации автомобилей, а также по поддержанию их в исправном состоянии в бухгалтерском учете формируют расходы по обычным видам деятельности. В налоговом учете они в силу пп.11 п.1 ст.264 НК РФ относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.2 п.1 ст.253 НК РФ).

Рассмотрим основные статьи затрат.

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.

2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

  • налогоплательщику было известно о неверном определении предыдущими собственниками кодов ОКОФ и амортизационной группы;
  • налогоплательщик формально подошел к составлению документов со стороны продавца, несмотря на то, что акты о приеме-передаче по форме ОС-1а содержали неверные и неполные сведения об объектах основных средств, принимаемых на учет;
  • передающие стороны (предыдущие собственники) не могли иметь каких-либо претензий со стороны налоговых органов в связи с неверным определением кодов ОКОФ и, как следствие, неверным установлением амортизационной группы основных средств, так как они находились на УСНО.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно.

Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации.

Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств.

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]).

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.

Организация купила машину бу учет в бухгалтерии

2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц.

Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Затраты на топливо

Стоимость бензина и других горюче-смазочных материалов в расходах весьма существенна. Поэтому правильный их учет важен и необходим. Организация может покупать бензин на АЗС как за наличный, так и безналичный расчет. В первом случае водитель приносит в бухгалтерию только чек ККМ (п.7 ст.168 НК РФ), и бухгалтер всю сумму по чеку включает в расходы.

Однако арбитражная практика показывает, что с налоговиками можно поспорить и выиграть дело в суде. Например, в Постановлении от 17.06.2003 N А48-306/03-19 ФАС Центрального округа указал, что ст.172 НК РФ позволяет принимать НДС к вычету не только на основании счетов-фактур, но и на основании «иных документов».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В решениях судов подчеркивается, что расходы по приобретению бензина на АЗС носят производственный характер — они подтверждены кассовыми чеками, поэтому налогоплательщик обоснованно возмещает НДС, включенный в стоимость ГСМ. Смотрите, например, Постановления ФАС Уральского округа от 10.07.2003 N Ф09-1990/03АК и от 08.07.2003 N Ф09-1961/03АК. Эти дела были выиграны налогоплательщиками, хотя НДС в кассовых чеках не был выделен вообще.

Безналичный расчет, несомненно, более выгоден для фирмы. Во-первых, предлагаемые поставщиками по таким вариантам расчетов скидки снижают стоимость топлива. Во-вторых, они выдают счет-фактуру, поэтому «входной» НДС можно возместить без проблем. Фирма покупает у автозаправочной станции талоны или топливные карты на нефтепродукты и выдает их водителям. По ним они заправляют машины, получая каждый раз на АЗС чек, который затем представляют в бухгалтерию.

Выгода расчетов по топливным картам состоит в том, что на конец месяца поставщик представляет акт и подробный отчет о том, когда, сколько и какого было куплено и отпущено топлива. На основании этого отчета топливо приходуется и списывается в бухгалтерском и налоговом учете. Авансовый отчет, необходимый для списания ГСМ при расчетах по талонам, не требуется. Кассовые чеки АЗС необходимы лишь для контроля.

Мы рассмотрели, какие документы подтверждают расходы на ГСМ, признаваемые для целей налогообложения. Теперь поговорим об экономическом обосновании этих затрат. Для этого организации чаще всего используют путевые листы.

К сведению: формы путевых листов для разных категорий автомобилей входят в состав альбома унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Необходимо отметить, что если организация оказывает транспортные услуги, то путевой лист одновременно служит актом сдачи-приемки работ (услуг).

Несколько слов о нормах на ГСМ. Глава 25 НК РФ вообще не дает каких-либо указаний по нормированию таких расходов. Это означает, что все фактически израсходованные на ГСМ средства могут быть учтены в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Ранее организация для проверки правомерности списания топлива обязана была брать за основу Нормы, утвержденные Минтрансом России 29.04.1997 N Р3112194-0366-97. Теперь же эти Нормы в новой редакции {amp}lt;8{amp}gt; носят рекомендательный характер.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли не явиться на суд по делу о драке с мужем если мы с ним уже помирились

Организация вполне может разработать свои собственные нормы по расходованию ГСМ, исходя из конкретных технических характеристик автомобиля, времени года, сложившейся статистики. Их необходимо утвердить приказом руководителя. Разработанные нормы могут быть выше, чем рекомендованные Минтрансом. Для налоговиков это не может служить основанием для непринятия их в целях налогообложения прибыли. Ведь единственное требование ст.252 НК РФ — чтобы все расходы организации были экономически оправданны и документально подтверждены.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.

2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник.

Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

Затраты на стоянку, парковку, мойку, техосмотр автомобиля

Они включаются в расходы в полном объеме — их экономическая необходимость не вызывает сомнений. Как показывает практика, эти расходы чаще всего оплачиваются за наличный расчет. Поэтому, как и в случае с приобретением ГСМ, бухгалтеру нужно тщательно следить за наличием всех необходимых документов — правильно оформленных кассовых чеков и счетов-фактур, подтверждающих эти расходы. Тогда у налогового инспектора не возникнет спорных вопросов.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст.

258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно.

Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2).

Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Затраты на ремонт

Автомобиль, как и любая техника, может ломаться, поэтому без расходов на ремонт при его эксплуатации не обойтись. Ремонтные работы могут проводиться как сторонними организациями, так и собственными силами. Кроме стоимости запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, в них включаются расходы на оплату труда работников, занятых на ремонте, а также другие расходы, связанные с его проведением.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Налоговый кодекс РФ позволяет такие расходы учесть сразу и в полном объеме. Однако это не всегда удобно для организации. Затраты на ремонт бывают столь велики, что единовременное включение их в себестоимость значительно снижает конечный финансовый результат работы — прибыль. Поэтому в целях обеспечения более равномерного включения расходов по ремонту в себестоимость п.1 ст.

260 НК РФ предоставляет организации право создавать резерв под предстоящий ремонт основных средств. Порядок его формирования установлен ст.324 НК РФ. В бухгалтерском учете эти средства учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в резервный фонд включаются в себестоимость равными долями в течение всего года.

Фактические затраты по ремонту автомобиля при созданном резервном фонде в состав расходов текущего периода не включаются. Они списываются за счет средств этого резерва. Только по окончании года сумма превышения фактически осуществленных расходов над созданным в течение года резервом включается в состав прочих расходов.

В обратной ситуации остаток средств резерва для целей налогообложения в конце года включается в состав доходов налогоплательщика. При этом нужно помнить, что в бухгалтерском учете излишне зарезервированные суммы сторнируются (п.69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств {amp}lt;9{amp}gt;), а в составе внереализационных доходов они не учитываются.

Пример 3. ООО «Стрела» на основе произведенных расчетов, согласно ст.324 НК РФ, приняло решение в 2004 г. сформировать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в сумме 132 000 руб. За 11 месяцев года за счет этого резерва осуществлены ремонтные работы на 115 000 руб. (без НДС). В декабре был произведен ремонт двигателя автомобиля «ВАЗ-21099» — за него заплатили 10 561 руб., в том числе НДС — 1611 руб.

         Содержание операции         
 Дебет
Кредит
 Сумма, руб.
Оплачена стоимость ремонта автомобиля
поставщику
  60  
  51  
   10 561   
За счет средств резерва списана сумма
ремонта (10 561 - 1611)
  96  
  60  
    8 950   
Учтен НДС                            
  19  
  60  
    1 611   
Предъявлен НДС к зачету из бюджета   
  68  
  19  
    1 611   
Начислена на расходы 1/12 часть      
резервного фонда (132 000 / 12)
  26  
  96  
   11 000   
На конец года сторнирована излишне   
начисленная сумма резерва
(132 000 - 115 000 - 8950)
  26  
  96  
   (8 050)  

В налоговом учете остаток средств резерва будет списан в доход организации на последнюю дату налогового периода в кредит счета 91-1.

Предлагаем ознакомиться  Вывоз мусора. Нормы накопления ТБО

Рассматривая вопрос о ремонте автомобилей, надо учесть еще один нюанс. Нередко у бухгалтера возникает вопрос: как отличить ремонт от модернизации? Здесь важно помнить, что текущий ремонт лишь позволяет поддерживать автомобиль в исправном состоянии, а в результате модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели работы автомобиля (п.п.

26, 27 ПБУ 6/01), например срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п. Учитываются эти расходы тоже по-разному. В отличие от текущего ремонта затраты на модернизацию как в бухгалтерском, так и в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. На себестоимость относиться они не могут. Поэтому акты на ремонтные работы нужно оформлять так, чтобы вид ремонта трактовался в них однозначно, тогда претензий у налоговиков не будет.

Кроме того, после установки аппаратура не становится неотъемлемой частью автомобиля. Через какой-то срок она вполне может быть использована на другой машине. Срок службы таких устройств превышает 12 месяцев, поэтому к ним применяются общие правила учета основных средств. Если они стоят до 10 000 руб.

Приобретение автомобиля индивидуальным предпринимателем

Письмом МНС России от 27.10.2004 N 04-3-01/665 были разъяснены особенности при покупке транспортных средств индивидуальным предпринимателем. В нем говорится о том, что предприниматель имеет право рассматривать свой автомобиль в качестве основного средства и начислять по нему амортизацию лишь при наличии свидетельства о государственной регистрации и лицензии на осуществление транспортных перевозок.

Если такой лицензии нет, то в соответствии со ст.268 НК РФ он, используя автомобиль в любой другой сфере деятельности, например оптовой торговле, может уменьшить свои доходы лишь на сумму расходов по транспортировке реализуемых товаров. Другими словами, в затраты можно включить только расходы на ГСМ.

При этом они должны быть подтверждены путевыми листами, оформленными в соответствии с Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте», и чеками ККМ. Еще нужно помнить о том, что при списании ГСМ используются утвержденные Минтрансом Нормы N Р3112194-0366-03.

Л.В.Карпович

Эксперт журнала

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

«Актуальные вопросы

бухгалтерского учета

и налогообложения»

Документальное оформление и аналитический учет поступления автомобиля

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы.

Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.

  • имеющихся в деле доказательств, в том числе приказа об учетной политике организации, инвентарных карточек налогоплательщика, технических паспортов БТИ;
  • конкретных обстоятельств по делу – фактической даты изготовления основных средств, даты ввода их в эксплуатацию у предыдущего собственника, информации об их реконструкции и вводе в эксплуатацию после реконструкции.

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Срок полезного использования автомобиля в месяцах определяется на основании классификатора ОС.

С классификатором ОС можно ознакомиться здесь.

С 1 января 2017 года единым нормативным документом для принятия к учету ОС будет являться классификатор основных фондов ОК 013-2014.

При поступлении автомобиля на предприятие за ним закрепляется инвентарный номер, который остается неизменным на протяжении всего срока службы автомобиля на данном предприятии. При последующем выбытии автомобиля этот номер для учета других ОС использованию не подлежит.

Поступление автомобиля оформляется актом приемки-передачи ОС-1 или самостоятельно разработанной и утвержденной формой. Акт составляется на каждый автомобиль с обязательным приложением технической документации.

Организация купила машину бу учет в бухгалтерии

Учет автомобилей на предприятии должен быть осуществлен в аналитике по каждой классификационной группе, по месту нахождения и по источникам приобретения. Данный порядок учета обеспечивается данными, содержащимися на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом по счету 01. Типовой формой карточки является форма ОС-6.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Предприятиям, имеющим небольшое количество ОС, разрешается вести их учет в инвентарной книге по местам учета и классификационным группам.

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок.

Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.

2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

Бывший владелец сведения не представил

Организация купила машину бу учет в бухгалтерии

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194).

Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст.

258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.

2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

* * *

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев.

Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника.

Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем.

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

[3] Позднее разъясним почему.

Adblock detector