Конституционное        21 марта 2020        16         0

Конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

Общие сведения

Предусмотренный по 44-ФЗ конкурс с ограниченным участием представляет собой процедуру, к которой могут быть привлечены поставщики после прохождения ими предквалификационного отбора. Субъекты должны соответствовать общим и специальным требованиям. Они установлены в 31-й статье № 44 ФЗ.

Конкурс с ограниченным участием проводится исключительно в случаях, закрепленных законом.

Предквалификационным отбором называют процедуру, в процессе которой выбираются поставщики, соответствующие дополнительным и общим требованиям, установленным Заказчиком. При этом последние должны содержаться в уведомлении и конкурсных документах. Специальные условия не должны использоваться как критерии оценки заявок.

Если заявка поставщика предквалификационный отбор не прошла, на рассмотрение она не поступает.

В соответствии с законодательством, все процедуры, предусмотренные в рамках контрактной системы, имеют единую правовую базу. Не является исключением и открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием.

По ФЗ № 44, по результатам предквалификационного отбора составляется протокол (в 2 экз.). Экземпляр документа направляется в исполнительный орган федеральной власти в течение дня, идущего после даты подписания. Копии протокола рассылаются субъектам, подавшим заявки. Данные правила закреплены в ст. 85 Закона.

Когда проводится

Конкурс с ограниченным участием — достаточно трудоемкая процедура, поэтому он проводится не для всех заказов. Заказчик выбирает электронный ограниченный конкурс, если закупает (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ):

  • товары, работы и услуги, носящие инновационный, специализированный или технологически сложный характер;
  • работы и услуги по сохранению культурного наследия;
  • организацию отдыха детей и их оздоровления.

Конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

Суть ограничений — это дополнительные требования, которые организация-заказчик предъявляет ко всем участникам. Сведения о конкурсном заказе размещаются в ЕИС, доступны к просмотру всем желающим, но участие принимают только те поставщики, которые прошли предквалификационный отбор, — вот что это такое конкурс с ограниченным участием по 44 ФЗ (ч. 2, 3 ст. 24, ч. 1 ст. 56.1).

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

В статье 56 44-ФЗ закреплены случаи проведения рассматриваемого вида конкурсов. Как устанавливает часть 2 указанной нормы, заказчик производит закупки таким способом, когда:

  1. Для осуществления работ, поставки товара, предоставления услуг в связи с их технической/технологической сложностью, специализированным, высокотехнологичным, инновационным характером необходимы поставщики (исполнители/подрядчики), обладающие необходимым уровнем квалификации.
  2. Предполагаются работы, направленные на сохранение культурно-исторического наследия, реставрацию музейных коллекций и предметов, документации Архивного фонда, редких документов, включенных в состав библиотечного фонда, а также работы и услуги, связанные с необходимостью допуска исполнителей к учетным базам, хранилищам, системам безопасности библиотек, музеев, архивов.

Как подготовиться

Электронная закупка с ограниченным участием проводится для особых категорий товаров, работ, услуг, поэтому заказчик требует от исполнителей соответствующей квалификации.

Подготовка аналогична любой другой конкурентной процедуре. Такой заказ надлежит запланировать и включить в план-график (ч. 1, 11 ст. 21 44-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Статья 428. ГПК РФ Выдача судом исполнительного листа

Перед проведением процедуры ответственный исполнитель составляет проект контракта, разрабатывает конкурсную документацию и заполняет в ЕИС извещение. Готовьте документацию и описывайте объект закупки по установленным законодательным нормам (приложение № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Перечень специфических услуг и работ

Положения п. 1 части 2 ст. 56 конкретизируются Постановлением правительства № 99 от 2015 г. В Приложении 2 приводится перечень работ и услуг, для осуществления которых исполнитель выбирается в рамках конкурса с ограниченным участием по ФЗ № 44 . В список включено выполнение работ по:

  • Сооружению, проектированию, выведению объектов из эксплуатации, предназначенных для использования в производстве атомной энергии.
  • Обращению с отработанным ядерным топливом, ядерными материалами, радиоактивными отходами и веществами, в том числе в процессе их хранения, использования, переработки, транспортировки, утилизации и захоронения.
  • Конструированию и производству оборудования (агрегатов и пр.), предназначенного для объектов, на которых используется атомная энергия.
  • Ремонту военной спецтехники, вооружения, ядерных оружейных комплексов.
  • Строительству, реконструкции, капремонту технически сложных, уникальных, особенно опасных объектов, дорожных сооружений искусственного типа, входящих в состав федеральной, региональной, межмуниципальной и муниципальной дорожной сети, если максимальная (начальная) стоимость контракта выше 150 млн р. для обеспечения госнужд и выше 50 млн р. – для муниципальных нужд.
  • Определению кадастровой цены объектов в рамках государственной оценки.

В перечень также включены услуги по:

  • Оздоровлению детей и организации их отдыха.
  • Организации общественного питания, доставки продуктов, закупаемых для учреждений, ведущих образовательную деятельность, медучреждений, организации соцобслуживания, оздоровления и отдыха детей, если максимальная стоимость контракта больше 500 тыс. р.
  • Проведению публичного обязательного аудита (ценового и технологического) крупных инвестпроектов с госучастием в отношении объектов капстроительства, строительство, финансирование, реконструкция, техническое оснащение которых будет осуществляться за счет бюджетных средств с помощью механизма адресной инвестпрограммы, бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ.

Следует отметить, что для каждого из приведенных случаев в Постановлении № 99 приводятся дополнительные требования для исполнителей, а также перечень документов, которые должен предоставить субъект для подтверждения своего соответствия.

Как прописать дополнительные требования

Самая сложная часть подготовки — это формирование дополнительных требований к участникам электронной закупки с ограничениями. Эти условия ограничивают число потенциальных поставщиков, желающих направить заказчику предложение.

Доптребования надлежит прописать в закупочной документации и продублировать в извещении (ч. 5, 6 ст. 56.1, ч. 2 ст. 31 44-ФЗ). Об этом сказано не только в Федеральной контрактной системе, но и в положениях ПП РФ № 99. Вот что относится к дополнительным требованиям (приложение № 1 ПП РФ № 99):

  • опыт исполнения аналогичных контрактов;
  • квалификация работников потенциального поставщика;
  • наличие материально-технической базы, оборудования и ресурсов, необходимых для выполнения работ или оказания услуг.

Заказчик вправе установить и другие специфические условия в рамках действующего законодательства. Участники предоставляют официальное подтверждение соответствия со вторыми частями заявок (ч. 7 ст. 56.1 44-ФЗ).

Если условие заказчика — наличие исполнительского опыта, то потенциальный поставщик направляет копии контрактов по Федеральным законам № 44 и 223 за указанный период (1-3 года), исполнение которых прошло без санкций, штрафов и взысканий. Если участник никак не подтверждает соответствие доптребованиям, то его предложение признают несоответствующим конкурсным документам (ч. 8 ст. 56.1 44-ФЗ).

Дополнительные требования — это не критерии оценки. Их нельзя использовать для оценочных процедур в электронном конкурсе (ч. 5 ст. 56.1 44-ФЗ).

Предлагаем ознакомиться  Выписка о договорах долевого участия росреестр

Варианты закупок

Конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

По ФЗ № 44, конкурс с ограниченным участием может проводиться в разных формах. Это могут быть:

  • Электронный либо закрытый аукцион.
  • Запросы котировок/предложений.

Закупка может осуществляться и у единственного исполнителя/поставщика. К участникам при этом не предъявляются специальные требования, предусмотренные ст. 31 в отношении субъектов, закупки у которых осуществляются только в рамках конкурса с ограниченным участием по ФЗ № 44.

Как провести конкурс с ограниченным участием

Как только исполнитель подготовит конкурсную документацию, проект контракта и извещение, сведения о процедуре размещаются в ЕИС. Соблюдайте сроки в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме по 44 ФЗ и публикуйте извещение минимум за 15 рабочих дней до даты окончания подачи заявок от участников (ч. 1 ст. 54.2, ч. 5 ст. 54.3 44-ФЗ).

Вот как проводится электронный конкурс с ограничениями:

  1. Готовим конкурсную документацию, устанавливаем дополнительные требования и публикуем извещение в ЕИС. Срок — не менее 15 рабочих дней до окончания подачи заявок.
  2. Рассматриваем первые части заявок и направляем оператору электронной площадки протокол (ч. 6 ст. 54.5). Анализируем вторые части заявок, формируем и отправляем протокол (ч. 7 ст. 54.7). Подводим итоги электронного ограниченного конкурса и протоколируем результаты (ч. 11, 12 ст. 54.7). Если заявку подал только один участник, комиссия готовит протокол рассмотрения единственной заявки (п. 3 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 55.1).
  3. Определяем победителя (лучшее предложение, соответствующее дополнительным требованиям) и заключаем с ним контракт не ранее чем через 10 дней после публикации в Единой информационной системе протокола подведения итогов (ч. 1 ст. 24.1, ч. 9 ст. 83.2).

Если после рассмотрения вторых частей заявок конкурсная комиссия отклонит все предложения или признает соответствующей дополнительным требованиям только одну заявку, то, по нормам ч. 9 ст. 56.1 44-ФЗ, конкурсная процедура с ограниченным участием признается несостоявшимся.

Этапы

Пошагово конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44 проводится следующим образом:

  1. Подготовка к закупке.
  2. Размещение заказчиком уведомления и конкурсных документов в ЕИС (единой информсистеме).
  3. Прием заявок от заинтересованных лиц.
  4. Открытие конвертов либо доступа к заявкам.
  5. Размещение протокола открытия доступа/конвертов в ЕИС.
  6. Предквалификационный отбор.
  7. Изучение и оценка заявок. Порядок этих действий аналогичен тому, который установлен для открытых конкурсов.
  8. Размещение протокола отбора в ЕИС.
  9. Размещение протокола изучения и оценки заявок.
  10. Направление проекта контракта и протокола победителю.
  11. Заключение контракта с субъектом, предложившим лучшие условия выполнения задания.
Предлагаем ознакомиться  Как выйти из состава учредителей без участия остальных учредителей ООО

Конкурс с ограниченным участием по ФЗ № 44: сроки

Контрольные периоды для каждой стадии устанавливаются разными статьями Закона. Чтобы не повторяться, в таблице представлены номера этапов (перечень выше), срок и ссылка на соответствующую норму.

Номер этапа

Срок

Ссылка на ФЗ № 44

2

Не позже 20 дн. до дня открытия конвертов/открытия доступа в эл. форме

1-я часть 49-й статьи

4

В день завершения приема заявок

1-я часть 52-й статьи

5

В течение дня, наступившего после даты подписания

7-я часть 52-й статьи

6

В течение 10 дней со дня открытия конвертов/доступа

7-я часть 56-й статьи

8

В трехдневный срок со дня подведения итогов отбора

8-я часть ст. 56

9

В десятидневный срок с даты подведения итогов отбора

10-я часть 56-й статьи

10

В трехдневный срок со дня подписания протокола о рассмотрении заявок

12-я часть 53-й статьи

11

Не раньше 10 и не позже 20 дней после размещения протокола изучения и оценки заявок в ЕИС

2-я часть 54-й статьи

Кроме того, участник закупки вправе оспорить итоги предквалификационного отбора в контрольном органе. Обжалование осуществляется в течение 10 дн. со дня размещения протокола в ЕИС.

Признание процедуры несостоявшейся

Это допускается только в 2 случаях:

  • Никто не был признан выполнившим требованиям (единым и дополнительным), установленные заказчиком. В этой ситуации организуется новая закупка или конкурс.
  • Соответствующим признан только один из участников. Заказчик в этом случае заключает контракт с этим единственным поставщиком/исполнителем.

Установленные по ФЗ № 44 особенности конкурса с ограниченным участием позволяют дифференцировать его от конкурсов других разновидностей.

Конкурс с ограниченным участием по 44-ФЗ

Следует, однако, сказать, что отличия рассматриваемой процедуры от открытой закупки минимальны. Ключевой чертой конкурса, участие в котором ограничено, является обязательное прохождение участниками предквалификационного отбора. В ходе него субъекты проверяются на соответствие не только общим, но и специальным требованиям.

При подаче заявок на открытый конкурс участникам надлежит соответствовать только единым условиям. Проверка при этом проводится на стадии рассмотрения и оценки поступивших заявок.

Заключение

Закупки для муниципальных и госнужд – важная и сложная процедура. Повышенные требования к участникам предъявляются в связи с тем, что финансирование исполнения работ, поставки товаров, предоставления услуг осуществляется за счет бюджетных средств. Следовательно, участники несут повышенную ответственность за качество своей работы.

Далеко не во всех случаях для исполнения задания достаточно соответствия общим требованиям. В таких ситуациях закон предусматривает возможность для заказчика установить дополнительные условия участия. Они являются своего рода ограничением для заинтересованных лиц.

Надо отметить, что такие конкурсы не очень распространены на практике. Тем не менее знать об их особенностях необходимо, чтобы не потерять время на подачу заявок на конкурс, в котором предприятие участвовать не может в силу закона. Вместе с тем организации, соответствующие установленным специальным требованиям, не зная о тонкостях, могут упустить выгодное предложение.

Adblock detector