Свобода        12 марта 2020        21         0

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Общие сведения

В документе Минтранса выделены:

  • три вида норм расхода топлив (базовые, транспортные и эксплуатационные) для автомобилей общего назначения;
  • нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей.

В п. 3 Методических рекомендаций отмечено, что данные нормы расхода топлива предназначены в том числе для расчетов по налогообложению предприятий.

К спецавтомобилям мы обратимся позднее, а теперь подробно рассмотрим положения, касающиеся автомобилей общего назначения. Итак, базовой является норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии. Транспортная норма — это расход топлива в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

  • самосвала исходя из его снаряженной массы и нормируемой загрузки (с коэффициентом 0,5);
  • автобуса с учетом его снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров.

Кроме того, установлены транспортные нормы в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывают дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массу прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями.

Наконец, эксплуатационные нормы устанавливаются по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, утвержденным Минтрансом в Методических рекомендациях.

Примечание. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Конкретные размеры таких повышений или снижений, применяемых к утвержденным Минтрансом нормам, устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия.

Разрабатываем топливные нормы

Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.

Для этого есть несколько способов:

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.

Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.

Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:

  • «городской» — зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительноп. 5 Методических рекомендаций, от 1 до 5 млн человек — до 25%;
  • «возрастной» — к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
  • «зимний» — может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического районаприложение № 2 к Методическим рекомендациям. Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок — с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент — 10%;
  • коэффициент для кондиционера — до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
  • чрезвычайные погодные коэффициенты — к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
  • коэффициенты за сложность — например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20—40 км/ч — до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.

Корректировка норм

В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях. Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5 до 20% {amp}lt;1{amp}gt; (значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям).

Эксплуатация АТС на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

  • от 300 до 800 м — до 5%;
  • от 801 до 2000 м — до 10%;
  • от 2001 до 3000 м — до 15%;
  • свыше 3000 м — до 20%.

Работа автомобилей в городах с населением:

  • свыше 3 млн чел. — до 25%;
  • от 1 до 3 млн чел. — до 20%;
  • от 250 тыс. до 1 млн чел. — до 15%;
  • от 100 до 250 тыс. чел. — до 10%;
  • до 100 тыс. чел. в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Примечание. Если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах, при сопровождении и в других подобных случаях:

  • с пониженной средней скоростью движения автомобилей от 20 до 40 км/ч — до 15%;
  • с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

Для «старых» автомобилей, находящихся в эксплуатации:

  • более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
  • более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%.

При работе в карьерах, движении по полю, вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

  • для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%;
  • для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог:

  • I, II и III категорий — до 35%;
  • IV и V категорий — до 50%.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль»:

  • во время движения автомобиля — до 7% от базовой нормы;
  • на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, нефтебазы, специальные склады и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже 5 град. Цельсия) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Примечание. Рамки статьи не позволяют перечислить все случаи и размеры надбавок к нормам расхода топлива. С другими ситуациями повышения норм можно ознакомиться в п. 5 Методических рекомендаций.

Норма расхода топлив может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок (п. 6 Методических рекомендаций). Таким образом, расчетное нормативное значение расхода топлива учитывает характер выполняемой транспортной работы и условия эксплуатации автомобиля.

Применяем утвержденные нормы в работе

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно). Условия следующие:

  • автомобиль — Lexus RX 300, оснащен кондиционером;
  • пробег — более 110 тыс. км;
  • используется на территории Москвы (численность населения свыше 5 млн человек);
  • замер сделан летом в хорошую погоду, при отключенном кондиционере.
Предлагаем ознакомиться  Какие пункты обязательны в трудовом договоре

Общество с ограниченной ответственностью «Организация»

Акт установления норматива расхода топлива

Комиссия в составе:
— председатель комиссии Иванов А.С. — директор ООО «Организация»;
— члены комиссии:
– Петров В.С. — начальник транспортного цеха;
– Сидоров О.И. — водитель

1. Произвела контрольный замер расхода топлива по автомобилю Lexus RX 300, гос. номер Н878КК177, по ровной свободной городской дороге с асфальтовым покрытием, без пробок.

Показатель Значение
Вид топлива Бензин АИ-95
Остаток топлива в баке до выезда 43 л
Средняя скорость движения 55 км/ч
Отрезок пути 50 км
Температура воздуха снаружи 20 °С
Статус работы кондиционера Выключен
Остаток топлива в баке после остановки 35 л
Расход топлива за пройденный путь 8 л
(43 л – 35 л)
Расход топлива на 100 км 16 л
(8 л/50 км х 100 км)

2. На основании проведенного замера утвердила для автомобиля Lexus RX 300 базовую норму расхода топлива — 16 л/100 км.

3. Утвердила применение следующих повышающих коэффициентов из Методических рекомендаций Минтранса:

Работа в городе с населением свыше 5 млн чел. 35%
Работа в зимнее время 10%
Работа при сильном снегопаде и гололедице 35%
Использование кондиционера 7%

При этом устанавливается, что зимний период длится с 1 ноября по 31 марта.

Когда реальный расход не превышает установленный в организации норматив — вопросов нет, бухгалтерия учитывает в расходах стоимость израсходованных литров топлива. Если потрачено незначительно больше, чем рассчитано по нормативу, по решению руководства затраты на израсходованное топливо также могут быть учтены бухгалтерией без каких-либо дополнительных расследований.

Однако если превышение более существенное, имеет смысл разобраться в причинах.

Некоторые организации устанавливают такой порядок: водитель пишет служебную/объяснительную записку с указанием возможных причин перерасхода топлива.

Дальше руководитель определяет, насколько обоснованны указанные водителем причины, и дает распоряжение бухгалтерии о том, в каком размере признать расходы (в полном, в пределах норматива или в каком-то ином размере).

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Если топливные расходы в вашей организации стабильно не вписываются в утвержденные нормативы, причем у разных водителей, это повод их пересмотреть. Задумайтесь над причинами.

Возможно, вы не применяете повышающие коэффициенты, которые нужно использовать в тех условиях, в которых ваши автомобили реально работают.

Легковые автомобили

(формула N 1)

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 0,01 x D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

Достаточно грамотно подобрать повышающие коэффициенты из минтрансовских норм — и вы сможете учесть практически любой расход топлива в пределах разумного

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Пример 1. Согласно представленному водителем путевому листу пробег автомобиля Kia Sportage 2.0 (4L-1,998-128-4A) за 31 марта 2008 г. в условиях города с населением от 100 до 250 тыс. человек составил 120 км. Базовая норма расхода бензина для данного легкового автомобиля (Hs) равна 12,9 л/100 км. Приказом директора фирмы утверждены следующие надбавки:

  • при работе в городских условиях — 10%;
  • в зимнее время года (с 1 ноября по 31 марта включительно) — 10%.

Определим нормативный расход топлива за день, воспользовавшись данной формулой. При этом суммарная надбавка к базовой норме (D) равна 20% (10 10).

Qн = 0,01 x 12,9 x 120 x (1 0,01 x 20) = 19 л.

Усложним условия примера, приблизив его к реальной жизни. Тем не менее ситуации, когда фактический расход топлива не совпадает с нормативным, мы в данных примерах рассматривать не будем (речь о них пойдет ниже).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Общий пробег иномарки за 1 апреля 2008 г. составил 280 км, в том числе по городу — 50 км, по дорогам общего пользования в пригородной зоне и за ее пределами — 230 км.

Рассчитаем нормативный расход бензина (Qн):

  • по городу: 0,01 x 12,9 x 50 x (1 0,01 x 10) = 7 л;
  • за городом: 0,01 x 12,9 x 230 x (1 0,01 x 0) = 30 л;
  • всего: 7 30 = 37 л.

Грузовые бортовые автомобили и тягачи

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива исчисляется по более сложной формуле, которая позволяет учесть дополнительную нагрузку в виде массы прицепа (полуприцепа) и груза. Итак, для расчета расхода топлива по норме необходимо предварительно определить два показателя.

Hsan = Hs Hg x Gпр,

где: Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (для одиночного автомобиля или тягача Hsan = Hs);

Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т.

W = Gгр x Sгр {amp}lt;2{amp}gt;,

где: Gгр — масса груза, т;

Sгр — пробег с грузом, км.

(формула N 2)

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Qн = 0,01 x (Hsan x S Hw x W) x (1 0,01 x D),

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза, л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;

W — объем транспортной работы, т-км;

Ниже мы рассмотрим применение данной формулы на примерах, а пока отметим еще два важных нюанса. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива (Hw):

  • бензин — до 2 л;
  • дизельное топливо — до 1,3 л;
  • и т.д. для разных видов газа.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Пример 3. Согласно путевому листу от 3 апреля 2008 г. общий пробег одиночного (без прицепа) бортового автомобиля ЗИЛ-433360 составил 220 км, в том числе с грузом — 100 км. Вес перевезенного груза равен 5,5 т. Условия эксплуатации не требуют применения надбавок или снижений. Базовая норма расхода бензина — 31,5 л/100 км, норма расхода бензина на перевозку полезного груза (Hw) — 2,0 л/100 т-км.

Нормативный расход бензина по путевому листу определяется следующим образом:

  1. W = 5,5 т x 100 км = 550 т-км — объем выполненной автомобилем за день транспортной работы;
  2. Qн = 0,01 x (31,5 x 220 2 x 550) x (1 0,01 x 0) = 80 л — расход бензина по норме.

Если автомобиль работал с прицепом, то расчет нормативного расхода топлива производится в три действия. Учет повышающих надбавок (D), например, за работу в зимнее время года, в городском цикле, при обкатке и т.д., аналогичен рассмотренному нами в примерах 1 и 2.

Самосвалы

(формула N 3)

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 0,01 x D) Hz x Z,

где: Qн — нормативный расход топлив, л;

S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;

Z — количество ездок с грузом за смену;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %;

Hsanc = Hs Hw x (Gпр 0,5q),

где: Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;

Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Hs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т-км;

Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;

q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т.

При маневрировании в местах погрузки и разгрузки для самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом в размере до 0,25 л бензина и дизтоплива (соответствующие значения установлены также для газа).

Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма как для седельного тягача или бортового автомобиля) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5 {amp}lt;3{amp}gt;):

  • бензина — до 2 л;
  • дизельного топлива — до 1,3 л;
  • и т.д. для разных видов газа.

В случаях работы самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей, по формуле N 2.

Пример 4. В соответствии с представленным путевым листом пробег автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет 180 км. При этом за день произведено 10 ездок с грузом (Z {amp}lt;4{amp}gt; = 10). Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.

Транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива (Hs) для данного автомобиля равна 28 л/100 км, норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом (Hz) — 0,25 л. Кроме того, на предприятии установлена надбавка за работу в зимнее время (D) в размере 6%, на работу в карьере — 12%.

Qн = 0,01 x 28 x 180 x (1 0,01 x 18) 0,25 x 10 = 62 л.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Порядок расчета нормативного расхода топлива при работе самосвала с прицепом при коэффициенте загрузки выше 0,5 (с использованием формулы N 2) проиллюстрирован в примере N 7, приведенном в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

Специальные и специализированные автомобили

Специальные и специализированные автомобили с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

  • автомобили, выполняющие работы в период стоянки (автоцистерны, компрессорные, бурильные установки и т.п.);
  • автомобили, выполняющие ремонтные, строительные и другие работы в процессе передвижения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и т.п.).
Предлагаем ознакомиться  Налог на прибыль: экономическая обоснованность расходов на юридические услуги

(формула N 4)

Qн = (0,01 x Hsc x S Ht x T) x (1 0,01 x D),

где: Hsc — норма расхода топлив на пробег, л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Ht — норма расхода топлив на работу специального оборудования (л/ч) или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);

T — время работы оборудования (ч) или количество выполненных операций;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горной местности).

Hsc’ = Hsc Hw x W,

где: Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т-км;

W — объем транспортной работы, т-км.

Пример 5. В соответствии с путевым листом пробег автокрана КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257 равен 40 км. При этом время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,5 ч.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Для данного автомобиля базовая норма расхода топлива на пробег (Hsc) равна 52,0 л/100 км, на работу спецоборудования (Hm) — 8,4 л/ч. При этом в отношении данного спецавтомобиля действует надбавка на обкатку в связи с выходом с капитального ремонта (D) в размере 5% нормы.

Qн = (0,01 x 52 x 40 8,4 x 6,5) x (1 0,01 x 5) = 79 л.

(формула N 5)

Qн = 0,01 x (Hsc x S’ Hs» x S») x (1 0,01 x D),

где: Hsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;

S’ — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Hs» — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы во время передвижения, л/100 км;

S» — пробег автомобиля при выполнении специальной работы при передвижении, км;

D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, % (при работе оборудования применяют только надбавки за работу в зимнее время и в горной местности).

Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива на пробег (передвижение) устанавливаются исходя из норм расхода топлив, разработанных для базовых моделей автомобилей с учетом изменения массы спецавтомобиля.

Устанавливаем нормы

Применяемые организацией нормы расходования топлива, а также поправочные коэффициенты и условия их использования устанавливаются приказом руководителя. Очевидно, что при наличии утвержденных Минтрансом норм предприятию нет смысла вводить и пытаться обосновать более высокие лимиты списания топлива. Во избежание конфликтов с налоговиками лучше использовать официально установленные нормы.

Вместе с тем в Методических рекомендациях отсутствуют нормы расхода топлива на работу установленного на некоторых автомобилях специального оборудования. При этом сказано, что такие нормы определяются по данным заводов — изготовителей специальных и специализированных автомобилей, л/ч. Поэтому при наличии таких автомобилей предприятию необходимо самостоятельно утвердить лимиты списания топлива с учетом сведений, предоставленных заводами-изготовителями.

Фактический расход

Разобравшись с методиками расчета нормативного расхода топлива для различных автотранспортных средств, перейдем к проблемам его фактического расхода и списания. И на этом этапе основным документом для бухгалтера будет путевой лист автомобиля. Только теперь ему потребуются сведения не о пробеге и условиях работы автомобиля, а о количестве топлива (остаток при выезде и возвращении в гараж, количество заправленного в бак горючего).

Напомним, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 3 «Топливо» счета 10 «Материалы». В момент выдачи топлива водителю {amp}lt;5{amp}gt; его стоимость со счета 10-3 не списывается, движение отражается на субсчетах второго порядка проводкой: Дебет 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств» Кредит 10-3-1 «Топливо на складах» — на стоимость отпущенного водителям топлива.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

Выданное водителям топливо находится у них под отчетом. Основанием для списания ГСМ из-под отчета водителя на затраты производства является путевой лист. При этом в учете делают проводку: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств». По состоянию на последний день месяца количество топлива, содержащегося в баках автомобилей, подтверждается актом снятия остатков.

Очевидно, что фактический расход ГСМ по путевому листу может быть:

  • равен нормативному;
  • меньше нормы;
  • больше расхода по норме.

В первом из названных случаев, а также при незначительных отклонениях от нормы (колебания в ту или иную сторону в разные дни, не приводящие в целом за месяц к излишкам или перерасходу) на затраты производства (в том числе и для целей налогообложения прибыли) списывают стоимость фактически израсходованного топлива.

Обычно при рассмотрении данной темы авторы отмечают, что организации необходимо тщательно расследовать факты перерасхода ГСМ с тем, чтобы установить причины этого явления. При проведении таких расследований комиссия проверяет правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, проводит контрольные замеры, выясняет причины перерасхода, составляет акт с указанием результатов расследования и предложений.

Причиной перерасхода может быть техническое состояние автомобиля, например наличие конструктивных дефектов. В этом случае оформленный комиссией акт позволит списать стоимость ГСМ исходя из фактического расхода (понятно, что автомобиль должен быть поставлен на ремонт).

Если перерасход произошел по вине водителя, то руководитель предприятия на основании предложений комиссии может привлечь работника к материальной ответственности (взыскать стоимость ГСМ из заработка). В этом случае в расходы включают стоимость топлива по норме, сумма сверхнормативного расхода списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Конечно, работодатель вправе снизить размер взыскиваемой с водителя суммы (например, с учетом его материального состояния) либо полностью освободить работника от материальной ответственности (даже при наличии вины). В этом случае стоимость сверхнормативного топлива списывается в состав прочих расходов проводкой Дебет 91-2 Кредит 94 и не учитывается при расчете налога на прибыль.

С большой долей вероятности можно утверждать, что инспекторы, выявив при проверке факты необоснованного перерасхода топлива, потребуют восстановления НДС. Арбитры разных судебных инстанций, вплоть до высшей, неоднократно признавали претензии ИФНС о доначислении ранее правомерно принятого к вычету НДС необоснованными.

Однако отстаивать позицию, отличную от официального мнения Минфина, организации нужно будет в суде. Если бухгалтер согласится с требованиями чиновников, то восстановленную сумму НДС необходимо отнести на увеличение размера причиненного работником ущерба и либо взыскать из причитающегося ему заработка, либо списать в прочие расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Ура, экономия?!

По мнению автора, расследовать нужно не только факты перерасхода ГСМ, но и случаи значительной экономии. Дело в том, что причиной экономии может быть:

  • неправильно установленная норма расхода (не та марка, модель автомобиля и т.п.);
  • счетная ошибка при определении нормативного или фактического расхода;
  • искажение исходных данных для расчета (завышение фактического пробега, массы перевезенного груза, указание в путевом листе на работу с прицепом при фактическом его неиспользовании и т.д.).

Любая из этих причин может привести к тому, что видимая экономия обернется фактическим перерасходом ГСМ. Кроме того, в последнем из названных случаев (искажение сведений в путевом листе) может быть завышена сумма начисленной заработной платы, например, водителям-сдельщикам. Или другой случай: на некоторых предприятиях разработана и действует система премирования водителей в процентах от суммы полученной экономии топлива. Поэтому, выплачивая премию за «липовую» экономию, организация завысит свои расходы в том числе для целей налогообложения прибыли.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

бухгалтерский учет

Нормы расхода ГСМ от минтранса

и налогообложение»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 июля 2002 года № 292-р

О Методике по определению объемов увеличения бюджетных расходов муниципальных образований при организации энергоснабжения населенных пунктов от дизельных электростанций и Методикепо расчету индивидуальных норм расхода топливаи масел для дизельных электрогенераторов

(с изменениями на 21.11.03 г.)

Нормы расхода ГСМ от минтранса

___________________________________________Документ с изменениями, внесенными Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 21.11.03 г. № 807-р___________________________________________

1. Одобрить прилагаемые Методику по определению объемов увеличения бюджетных расходов муниципальных образований при организации энергоснабжения населенных пунктов от дизельных электростанций и Методику по расчету индивидуальных норм расхода топлива и масел для дизельных электрогенераторов.

2. Департаменту финансов Администрации области (Кузнецова) при расчете межбюджетных отношений руководствоваться Методикой по определению объемов увеличения бюджетных расходов муниципальных образований при организации энергоснабжения населенных пунктов от дизельных электростанций.

3. Рекомендовать муниципальным образованиям использовать Методику по расчету индивидуальных норм расхода топлива и масел для дизельных электрогенераторов.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Администрации области Наговицына В. В.

Глава Администрации (Губернатор) В. Кресс

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА (В ПРИМЕРАХ ПРИВОДЯТСЯ УСЛОВНЫЕ ЦИФРЫ)

(в ред. Распоряжений Минтранса РФ от 14.05.2014 N НА-50-р, от 14.07.2015 N НА-80-р, от 06.04.2018 N НА-51-р, от 20.09.2018 N ИА-159-р)

Предлагаем ознакомиться  Коэффициент восстановления платежеспособности организации

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра А.С.МИШАРИН

Приложение к Распоряжению Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

I. Общие положения

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса.

Для автомобилей установлены следующие виды норм: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

— для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ) — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 -0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси); (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

— для автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1 -0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Нормы расхода ГСМ от минтранса

В абзаце пятнадцатом пункта 4 слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно (подпункт 3 пункта 3 Распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, или местной администрации).(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);

Нормы расхода ГСМ от минтранса

от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования 1V и V категорий — до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения: (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

свыше 5 млн. человек — до 35%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

от 1 до 5 млн. человек — до 25%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода ГСМ от минтранса

от 100 до 250 тыс. человек — до 10%; (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 — 40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%. (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 14.07.2015 N НА-80-р)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

Нормы расхода ГСМ от минтранса

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне — буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, при перегоне — буксировке в строенном состоянии — до 20%.

Марка, модель автомобиля или автобуса Марка отопителя Расход топлив, на 1 ч работы на линии, л/ч Примечание
1 2 3 4
Ikarus-255, 255.70, 260.01, 260.18, 260.27, 260.37, 260.50, 260.52 Sirokko-262 1,2  
Ikarus-260, 260.01 Sirokko-265 1,4  
Ikarus-250.12 Sirokko-262 (два отопителя) 2,4  
Ikarus-250, 250.58, 250.58S, 250.59, 250.93, 256.95, 256, 256.54, 256.59, 256.74, 256.75, 260.51 Sirokko-268 2,3  
Ikarus-180 Sirokko-268 плюс Sirokko-262 3,7 С учетом обогрева прицепа
Ikarus-280, 280.01, 280.33, 280.63, 280.64 Sirokko-268 плюс Sirokko-262 3,5 С учетом обогрева прицепа
ЛАЗ 966А, 699Р, ОВ-95 1,4  
ЛАЗ 4202, 42021 П-148106 2,5  
ЛиАЗ-5256 ДВ-2020 2,5  
IFA-Robur LD-2002, LD-3000 Sirokko-251 0.9  
Tatra-815 C1, C3 X7A, KP-D2-24.1 0,8  

Adblock detector