Государство        13 марта 2020        22         0

Чем грозит скрытие с места дтп

Наказание, если уехал с места ДТП

Да, лишают, причем оспорить решение суда
крайне сложно. Закон жестко преследует водителей, которые пытаются скрыться с
места аварии, не принимая участие в оформлении документов, оказании помощи пострадавшим.
Сразу отмечу, что попытка избежать наказания за нарушение ПДД таким способом
практически всегда обречена на провал. По данным видеокамер, регистраторов и
показаниям очевидцев, уехавшего водителя быстро найдут, лишат прав на срок от 1
до 1.5 лет.

Вот что говорит закон об оставлении
места происшествия на дороге:

  • пунктом
    7.2 ПДД предписано, что каждый участник ДТП обязан сразу остановить свой
    автомобиль, не передвигать его с места, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию;
  • уехать
    с места аварии или передвинуть авто можно, если это требуется для доставки
    пострадавших в больницу, устранения препятствий для движения других машин;
  • согласно
    пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, если один из участников уехал с места происшествия,
    обязательно вызывается инспектор ГИБДД.

По факту отсутствия второго водителя составляется протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Если в результате аварии погибли люди, либо причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело. Так как потенциальный виновник отсутствует, он лишен возможности сразу представить доказательства в свою защиту, пояснить, что неумышленно уехал с места ДТП, не заметив повреждений.

В судебном процессе можно оспаривать
правомерность составления протокола. Практика показывает, что только в
исключительных случаях суд примет во внимание доводы нарушителя. Однако используя
Постановление Верховного суда от 22.09.2016 года по делу № 38-АД16-5, иные
судебные акты, можно выстроить линию защиты, доказать, что оставление места ДТП
произошло неумышленно. Без поддержки юриста это сделать практически невозможно,
поэтому сразу обращайтесь к опытным специалистам.

Если рассматривать случаи, когда автовладелец
сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения
прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков
давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно
перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают
административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.

Будем разбираться, каким образом можно
доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и
повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:

  • ввиду
    незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение
    машин, касание бампером или иной частью авто;
  • ввиду
    шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета
    объективно невозможно услышать;
  • ввиду
    специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5
    речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых
    зон);
  • при
    бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например,
    если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.

Не заметив внешних проявлений от контакта
и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего,
других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей
машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в
другом месте).

Совет
юриста.
Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины
в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки,
уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить
доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой
инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.

Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить.

Если вы получили судебную повестку, советуем
сразу подъехать и ознакомиться с материалами дела, сделать копии документов.
Это позволит оценить серьезность предъявленных обвинений, выбрать тактику
защиты, подготовить доказательства, связаться с юристом. В моей практике были
случаи, когда к ответственности привлекали совершенно постороннего водителя.

Совет
юриста.
Установить личность водителя, покинувшего место ДТП, достаточно сложно.
Доказать, кто именно был за рулем, по записям камер или регистраторов вообще почти
невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД вправе составить протокол в отношении
собственника машины, если в доказательствах присутствует госномер, иной
идентификатор. Доказывать, что автомобилем управляло другое лицо по
доверенности, придется собственнику.

По материалам дела можно начать
подготовку к процессу. Как указано в Постановлении по делу № 38-АД16-5, вина в
нарушении ПДД заключается в умышленном характере оставления места аварии.
Водитель должен осознавать, что нарушает закон, сознательно допускает это или
демонстрирует безразличие. Если вы не заметили ДТП и уехали, доказать отсутствие
вины можно следующими способами:

  • заказать
    экспертизу повреждений на своем автомобиле (они могут не совпасть с царапинами,
    трещинами или иными дефектами на авто потерпевшего);
  • представить
    доказательства, что в указанный в протоколе день вы вообще находились в другом
    городе или регионе (например, в служебной командировке);
  • представить
    описание дорожной обстановки в месте ДТП, т.е. постоянный и активный трафик,
    наличие шумного производства, путей прохождения железнодорожного транспорта;
  • описать
    особенности конструкции своего транспортного средства, которые лишают
    возможности видеть некоторые повреждения и места ударов;
  • взять
    в суд запись со своего регистратора, на которой отсутствуют какие-либо внешние
    проявления ударов или столкновений;
  • вызвать
    свидетелей, которые также не заметили момент контакта с другим автомобилем
    (например, можно пригласить пассажиров вашей машины).

Обратите внимание!Закон обязывает трактовать все сомнения и несостыковки по делу в пользу нарушителя. В первой инстанции рассчитывать на это сложно, однако вышестоящие суды могут оценить и такие моменты. Поэтому при выступлении в процессе настаивайте, чтобы все ваши доводы и пояснения были внесены в протокол.

Если вы управляли общественным или служебным транспортом, возьмите в суд путевые листы, справки о маршруте. Это подтвердит, что даже не заметив повреждений и уехав с места ДТП, вы действовали неумышленно, следовали обычному маршруту движения. Также можно ссылаться на послерейсовый осмотр, который не выявил каких-либо повреждений на корпусе или деталях ТС.

Даже представив указанные выше
доказательства, дать гарантию положительного исхода дела невозможно. Лучше
заранее рассмотреть перспективы дальнейшего обжалования, если вас лишат прав по
ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. При наличии документов, записей и ваших пояснений в материалах
дела, на них нужно ссылаться в жалобах. Естественно, на всех стадиях обжалования
используйте поддержку юриста, так как придется использовать дополнительные варианты
защиты.

Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.

Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.

Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.

Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.

Если из-за происшествия прекращено движение других автомобилей, автомобилист фиксирует происшествие – фото, видеосъемка. Он записывает данные очевидцев, их адреса, контактные номера. Затем гражданин убирает автомобиль с проезжей части и дожидается сотрудников ГИБДД.

Чем грозит скрытие с места дтп

Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.

Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.

Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.

За последние годы в Госдуму были внесены многочисленные правки в наказание за оставление места аварии. Тяжесть ответственности, по мнению депутатов России, должна быть выше. Новая статья, находящаяся на рассмотрении и доработке, предполагает наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 5 лет.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Какое наказание предусмотрено на данный момент

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении.

Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль.

Чем грозит скрытие с места дтп

И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Предлагаем ознакомиться  Кому по закону полагается компенсация проезда к месту отпуска в 2020 году

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения, согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики».

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом.

И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ, но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ, но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина).

Чем грозит скрытие с места дтп

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими.

Чем грозит скрытие с места дтп

Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования, чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Все участники покинули место аварии

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ, и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента.

Предлагаем ознакомиться  Протокол места обнаружения трупа

Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ.

Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Подробно об обстоятельствах дела

И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Другой случай, если сначала водители пришли к соглашению, а позже один из них выдвинул претензии. Он вызывал сотрудников ДПС, составил протокол.

Второй участник автоматически является тем, кто покинул место аварии. Чтобы предотвратить опасный момент в будущем, соглашение сторон фиксируется документально с подписями и подтверждением свидетелей.

Судебная практика неумышленного оставления места аварии

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств.

Чем грозит скрытие с места дтп

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Чем грозит скрытие с места дтп

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля.

Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Предлагаем ознакомиться  Декретные по совместительству и основному месту работы

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Незначительные повреждения частично служат доказательством, что водитель их не заметил. Фиксация повреждений – видео, фотосъемка служат дополнительным доказательством того, как вел себя виновник после случившегося. Суд выносит решение по совокупности обстоятельств.

К этой статье мы прикрепили копию Постановления ВС РФ по делу № 38-АД16-5. Обязательно изучите его, если вас обвиняют в оставлении места аварии. Хотя суд рассматривал специфичное дело в отношении водителя троллейбуса, большинство выводов можно применить и в других ситуациях. Также рекомендуем изучить наш предыдущий материал, в котором мы рассказывали о способах защиты при лишении прав за скрытие с места ДТП.

Судебная практика по делам, когда речь
идет о неумышленном оставлении места аварии, учитывает следующие моменты:

  • последовательность
    позиции ответчика (например, если вы с первого дня и в последующем утверждали в
    документах, что неумышленно уехали, не заметив ДТП, и не меняли свою позицию);
  • отсутствие
    прямых доказательств, что именно ваше транспортное средство стало причиной
    возникновения повреждений на авто пострадавшего;
  • необъективность
    и одностороннее описание обстоятельств ДТП, сделанное сотрудников полиции (например,
    если не были запрошены записи с камер видеофиксации с дороги, не были опрошены
    очевидцы).

Порядок действий, если оставил место ДТП без умысла

Для понимания термина нужно дать определение дорожно-транспортному происшествию. ДТП — это событие, произошедшее с участием одного или нескольких транспортных средств в момент их движения по дороге, обочине, тротуару и иным территориям, включая парковки, пешеходные и велосипедные дорожки. Неотъемлемым признаком ДТП является наличие:

  • пострадавших или погибших людей;
  • повреждения транспортных средств;
  • иного материального ущерба, причиненного сооружениям, грузам, дорожному полотну и т. д.

Если в событии присутствует один или несколько перечисленных признаков, человек, причастный к происшествию, обязан остаться на месте до прибытия инспектора ГИБДД. Не имеет значения, каким образом причастное лицо покинуло место аварии:

  • на своем автомобиле;
  • пешком;
  • на такси или попутном транспорте.

Его деяние считается оставлением места ДТП. Отсутствие участника ДТП документируется, после чего сотрудники ГИБДД принимают меры к установлению личности и местонахождения скрывшегося водителя. Сотрудники полиции вправе объявить план «Перехват», разыскивая скрывшийся автомобиль.

Основные причины, побуждающие человека скрыться с места аварии:

  1. Стресс, помешавший принять верное решение.
  2. Страх перед ответственностью.
  3. Состояние алкогольного или иного опьянения.

Находясь в стрессовой ситуации или будучи пьяным, водитель переоценивает степень своей виновности в дорожном происшествии, хотя причиной наездов на велосипедистов, роллеров и пешеходов может стать их собственная беспечность, что исключает вину водителя в ДТП.

Происшествия, которые подразумевают нарушение со стороны водителя:

  • столкновение на встречной полосе;
  • наезд на пешехода на тротуаре или остановке общественного транспорта;
  • столкновение со стоящим на обочине автомобилем.

Но и здесь степень его вины будет определена в ходе проверки. Если авария вызвана внезапным отказом какой-либо системы автомобиля, обвинения с водителя будут сняты, но если он скрылся с места ДТП, ему грозит административное или уголовное наказание.

Отсутствие умысла при оставлении места дорожного происшествия исключает наказание, но доказать, что деяние было неумышленным, довольно сложно. Не заметить малозначительную аварию может водитель большегруза или автопоезда с ограниченным обзором из-за высоты или габаритов транспортного средства.

Водитель пострадавшей машины, записав номерной знак второго участника ДТП, сообщил в ГИБДД о случившемся. Инспектор примет меры для остановки грузовика, составит протокол осмотра ТС. При отсутствии значительных повреждений большегруза напрашивается вывод о том, что его водитель действительно не заметил ДТП, и если он уехал, не имея умысла на побег, то избежать административной ответственности вполне реально. Дальнейшим урегулированием дорожного конфликта займутся страховые компании.

Ход дела в суде

В ходе проверки факта оставления места ДТП дознаватель ГИБДД выявляет нарушителя путем использования технических средств фиксации (регистраторы, камеры) и опроса очевидцев. После установления личности нарушителя материал направляется в суд. По умолчанию дело о нарушении ст. 12.27 КоАП рассматривается мировым судьей той территории, где было совершено ДТП.

  • направить дело по подсудности;
  • вернуть в отдел ГИБДД для устранения недостатков;
  • прекратить производство;
  • назначить заседание.

Привлекаемый к ответственности извещается о месте, дате и времени заседания. Явка в суд осуществляется без опозданий. При себе нужно иметь удостоверение личности. Суд состоится и без участия привлекаемого, если он был должным образом извещен. Заседание является открытым, разрешается присутствие всех желающих. Привлекаемый вправе воспользоваться услугами защитника в любой момент после возбуждения дела об административном нарушении.

Судья рассматривает дело единолично, предварительно разъяснив участникам их права. До начала слушания участники вправе подать письменное ходатайство. Присутствие сотрудников ГИБДД необязательно, но по ходатайству привлекаемого либо его защитника судья может обязать инспектора явиться в суд.

В ходе слушания судья:

  • оглашает протокол о правонарушении;
  • заслушивает показания водителя, привлекаемого к ответственности;
  • выслушивает показания очевидцев;
  • знакомится с иными материалами проверки.

Удалившись в совещательную комнату, судья готовит определение, оглашает и вручает его заинтересованному лицу. Варианты выносимых решений таковы:

  • назначение наказания;
  • прекращение административного дела;
  • направление материалов по подсудности.

Гражданин имеет десятидневный срок, чтобы обжаловать судебное решение. Постановление второй судебной инстанции окончательно, ее вердикт вступает в силу незамедлительно и подлежит обжалованию исключительно в порядке надзора.

В заключение приведем основные направления защиты, которых необходимо придерживаться, в зависимости от конкретного случая:

  1. Делаем ставку на ненадлежащее извещение.
  2. Ставка на несовершение ДТП. Рассматриваем ДТП с точки зрения нанесённых повреждений транспортным средствам. Сопоставляем повреждения. Доказываем невозможность получения повреждения именно в данном ДТП.
  3. Неправильное оформление ДТП.
  4. За рулем другой водитель. Данный способ защиты возможен в случае неограниченной страховки.
  5. Малозначительность повреждений. При данном способе защиты желательно заручиться поддержкой пострадавшей стороны, уладить с ней все материальные вопросы. Способ ведет к финансовым потерям со стороны совершившего ДТП, но позволяет остаться с правами.

Если вы стали заложником ситуации и вам грозит лишение прав, без грамотной юридической помощи не обойтись. Обратитесь за консультацией к нашим правовым экспертам, проанализировав материалы вашего дела, вы получите рекомендации на что можно рассчитывать в вашем случае и как следует строить линию защиты.

Смягчение вины

Лишить прав за побег с места аварии можно лишь тогда, когда установлены все обстоятельства административного дела и есть достоверные доказательства участия в ДТП именно этого транспортного средства под управлением конкретного водителя.

Доказательством участия скрывшегося автомобиля в столкновении станут следующие обстоятельства:

  • показания очевидцев, записавших марку и номер авто;
  • записи регистратора или уличных камер;
  • наличие и соизмеримость механических повреждений на машинах;
  • следы лакокрасочного покрытия в месте контакта;
  • соответствие ЛКП на автомобиле, подозреваемом в столкновении.

В спорных случаях дознаватель вправе назначить трасологическое или химическое исследование, по результатам которого будет дан однозначный ответ, имел ли место контакт этих ТС.

Наказание за оставление места ДТП в 2020 году будут смягчать

При обнаружении брошенной машины с признаками участия в ДТП органы дознания ГИБДД проверяют ее на причастность к аварии и определяют лицо, управлявшее автомобилем. Первые подозрения падают на собственника авто и лиц, вписанных в ОСАГО. Определить, кто конкретно управлял машиной и скрылся с места происшествия, поможет биллинг телефонного номера, записи наружных камер и показания очевидцев.

Если владелец машины заявляет об угоне ТС, с участием которого совершено ДТП с тяжкими последствиями, на место обнаружения машины выезжает криминалист для снятия отпечатков пальцев и потожировых выделений. Отсутствие признаков угона ТС и чужих отпечатков на элементах управления машиной позволяет сделать вывод о намерении водителя уйти от ответственности.

Одним из признаков ДТП является наличие финансового ущерба. Для определения его размера проводится оценка повреждений силами страховой компании либо независимым учреждением, имеющим на это право. Отсутствие ущерба либо его незначительность исключают состав правонарушения.

Вывод о неумышленности оставления места ДТП делает дознаватель на основании материалов проверки. Доказанные обстоятельства, которые исключают умышленное правонарушение, квалифицирующееся по ст. 12.27 Административного кодекса:

  • законность оставления места происшествия;
  • неочевидность ДТП для водителя;
  • оформление европротокола.

В случае если шансов избежать ответственности нет либо они невелики можно прибегнуть к добровольной компенсации причиненного ущерба и покрытие всех расходов пострадавшей стороне.

Постарайтесь решить вопрос о возмещении ущерба напрямую с потерпевшим заручившись, что он подаст прошение о снятии с вас обвинения, мотивирую это примирением сторон и урегулированием материальной стороны дела.

Однако и в этом случае, чтобы избежать неожиданного поворота событий против вас, до конца придерживайтесь в суде своей линии и не признавайте вину.

Вопросы читателей

Ответ: Формально в ваших действиях присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного п. 2.6 ПДД РФ. Вы должны были вызвать сотрудников ГИБДД либо оформить Европротокол. Не выполнив обязанности водителя при ДТП, вы подпадаете под санкции ст. 12.27 КоАП, где предусмотрено лишение прав на управление транспортными средствами.

Ответ: Не перемещая автомобиля, обратитесь в ГИБДД с сообщением о произошедшем. Инспектор осмотрит автомобиль, составит схему происшествия и протокол осмотра места ДТП, запросит запись видеокамеры. В том случае, если на записи будут различимы марка и госномер автомобиля, который повредил ваш автомобиль и оставил место ДТП, его объявят в розыск. Водитель будет привлечен к ответственности, а его страховая компания возместит вам ущерб.

Adblock detector